Ответственность Правительства и его членов

Министры имеют иммунитет, равный иногда иммунитету членов парламента. Иногда министры могут быть преданы суду только по решению парламента (нередко принятому квалифицированным большинством голосов), судит их особый суд. Они не должны совмещать должность министра с другими должностями, должны приостанавливать профессиональную деятельность, не участвовать в сделках с государственным имуществом. Гражданский иск по общему правилу может быть обращен против министра.

Правительство в целом и отдельные министры признаются ответ­ственными перед парламентом. Различают две формы такой ответствен­ности — судебную и политическую.

По конституциям многих стран, любой из членов правительства может быть по решению парламента привлечен к судебной ответствен­ностиза преступления, совершенные им при исполнении своих обя­занностей. В США, Великобритании, Индии и некоторых других стра­нах судебными полномочиями в этом случае облекается верхняя палата парламента; в некоторых других странах дела о правонарушениях ми­нистров входят в компетенцию специального судебного органа (во Фран­ции он называется Высокой палатой правосудия, в Финляндии — Госу­дарственным судом и т.д.).

Политическая ответственностьминистров перед парламентом означает, что в том случае, если парламент выразит министрам недове­рие, они должны освобождаться от занимаемых ими постов, несмотря на то, что им не вменяется в вину совершение правонарушения. Всякое голосование в парламенте, обязывающее министров подать в отставку, называется вотумом недоверия. В президентских республиках вотумы недоверия либо вовсе исключены, либо (в очень немногих странах, на­пример, в Коста-Рике) допускаются лишь в отношении отдельных ми­нистров. В парламентарных республиках и парламентарных монархи­ях, напротив, значение придается не индивидуальной политической ответственности министров за свои личные действия и действия руко­водимых ими ведомств (хотя таковая тоже, как правило, признается), а коллективной (солидарной) ответственности всего правительства за общую политику государства. Вотум недоверия, вынесенный в таких странах отдельному министру, почти всегда влечет за собой отставку всех членов правительства.

Но не всякое поражение правительства при голосовании в парла­менте должно обязывать правительство уйти в отставку. В Италии, Ма­рокко, ФРГ, Франции, Испании конституции точно определяют проце­дуру, посредством которой парламент может обязать правительство уйти в отставку; тем самым все другие акты парламента (например, отклоне­ние важного правительственного законопроекта и др.) лишены в этих странах подобного эффекта.

В странах с парламентской системой правления правительству также предоставлено право роспуска парламента в случае вотума недоверия.

Однако на практике, досрочный роспуск парламента редко явля­ется ответной мерой правительства на вотум недоверия. Гораздо чаще правительство распускает парламент, стараясь попросту приурочить проведение новых парламентских выборов к моменту, наиболее выгод­ному для правительственных партий.