Ответственность Правительства и его членов
Министры имеют иммунитет, равный иногда иммунитету членов парламента. Иногда министры могут быть преданы суду только по решению парламента (нередко принятому квалифицированным большинством голосов), судит их особый суд. Они не должны совмещать должность министра с другими должностями, должны приостанавливать профессиональную деятельность, не участвовать в сделках с государственным имуществом. Гражданский иск по общему правилу может быть обращен против министра.
Правительство в целом и отдельные министры признаются ответственными перед парламентом. Различают две формы такой ответственности — судебную и политическую.
По конституциям многих стран, любой из членов правительства может быть по решению парламента привлечен к судебной ответственностиза преступления, совершенные им при исполнении своих обязанностей. В США, Великобритании, Индии и некоторых других странах судебными полномочиями в этом случае облекается верхняя палата парламента; в некоторых других странах дела о правонарушениях министров входят в компетенцию специального судебного органа (во Франции он называется Высокой палатой правосудия, в Финляндии — Государственным судом и т.д.).
Политическая ответственностьминистров перед парламентом означает, что в том случае, если парламент выразит министрам недоверие, они должны освобождаться от занимаемых ими постов, несмотря на то, что им не вменяется в вину совершение правонарушения. Всякое голосование в парламенте, обязывающее министров подать в отставку, называется вотумом недоверия. В президентских республиках вотумы недоверия либо вовсе исключены, либо (в очень немногих странах, например, в Коста-Рике) допускаются лишь в отношении отдельных министров. В парламентарных республиках и парламентарных монархиях, напротив, значение придается не индивидуальной политической ответственности министров за свои личные действия и действия руководимых ими ведомств (хотя таковая тоже, как правило, признается), а коллективной (солидарной) ответственности всего правительства за общую политику государства. Вотум недоверия, вынесенный в таких странах отдельному министру, почти всегда влечет за собой отставку всех членов правительства.
Но не всякое поражение правительства при голосовании в парламенте должно обязывать правительство уйти в отставку. В Италии, Марокко, ФРГ, Франции, Испании конституции точно определяют процедуру, посредством которой парламент может обязать правительство уйти в отставку; тем самым все другие акты парламента (например, отклонение важного правительственного законопроекта и др.) лишены в этих странах подобного эффекта.
В странах с парламентской системой правления правительству также предоставлено право роспуска парламента в случае вотума недоверия.
Однако на практике, досрочный роспуск парламента редко является ответной мерой правительства на вотум недоверия. Гораздо чаще правительство распускает парламент, стараясь попросту приурочить проведение новых парламентских выборов к моменту, наиболее выгодному для правительственных партий.