Компетенция Правительства

Конституции не всегда перечисляют полномочии правительства, так как оно является наиболее активным и динамичным элементом, в наименьшей степени подверженным правовой регламентации. Фактически правительство осуществляет те полномочия, которые фор­мально предоставлены главе государства, главе правительства и отдель­ным министрам. Кроме того, правительство играет решающую роль в законодательной деятельности парламента, разрабатывает и проводит через парламент важнейшие законопроекты. Правитель­ство практически осуществляет непосредственное руководство всей работой госу­дарственного аппарата и принимает решения по разнообразнейшим вопросам внутренней и внешней политики государства.

В любой стране правительство издает под разными наименова­ниями множество актов, часть их которых носит нормативный харак­тер. Когда идет речь о правительственных нормативных актах, имеют в виду не только акты, изданные от имени правительства в целом, но и акты, изданные от имени главы государства или главы правительства, а также акты отдельных министров.

Общепризнанно, что правительственные нор­мативные акты должны быть подзаконными.

Следует отметить, что в различных государствах неодинаково ре­шатся вопрос о юридических основаниях для издания правительствен­ных нормативных актов. В одних странах (Великобритания, Австралия, Канада и др.) считается, что министры только тогда вправе издавать нормативные акты (даже подзаконные), когда они уполномочены на это ранее принятым законодательным актом, что парламент, принимая та­кой законодательный акт, тем самым делегирует (передает) некоторые свои законодательные полномочия министрам. В других странах (Фран­ция, Италия, Испания и др.) издание подзаконных нормативных актов вообще не связывается с законодательными полномочиями, и поэтому признается, что правительство вправе издавать такие акты собствен­ной властью, но для издания по каким-то вопросам актов, имеющих силу закона, оно должно быть специально уполномочено на это законо­дательным актом, одобренным парламентом. Конституции некоторых стран не предусматривают права парламента принимать законы, упол­номочивающие правительство на издание актов, имеющих силу закона. В некоторых государствах (Дания, Исландия, Италии, Испания), соглас­но конституции, в период между сессиями парламента допускается из­дание правительством нормативных актов, имеющие силу закона, и без уполномочия на это со стороны парламента, но с оговорками о том, что, во-первых, это должно иметь место лишь в случае «особой срочно­сти» или «особой необходимости», и во-вторых, акты в течение определенного срока должны быть утверждены парламентом.

При авторитарном режиме правительственные акты, имеющие высшую юридическую силу, практически могут быть изданы по любому вопросу.

Как бы ни были различны юридические основания для издания нормативных актов правительством, фактически во всех странах имеет место рост значения именно правительственных актов в регулировании самых разнообразных вопросов общественной жизни.