Компетенция парламента

 

Юридическим выражением функций парламента является его компетенция. Компетенция парламента — это совокупность его полномочий по определенным предметам ведения.

Компе­тенция по-разному формулируется в конституциях зарубежных стран. Она может быть:

- неограниченной - при которой круг вопро­сов ведения парламента точно не очерчен (Великобритания);

- от­носительно ограниченной, предполагающей существование лишь некоторых ограничений, как правило, со стороны субъектов фе­дерации или автономных единиц (США);

- абсолютно ограни­ченной, означающей существование строго определенного круга вопросов компетенции, выйти за пределы которого парламент не вправе (Франция).

Полномочия парламента можно подразделить на несколько сфер.

1. В законодательной сфере парламенту принадлежит исключительное право принимать законы, то есть акты высшей юридической силы. Ис­полнительные органы могут принимать законы только в том слу­чае, если они уполномочены на это парламентом, то есть в поряд­ке делегирования законодательных полномочий.

2. В финансовой сфере полномочия парламента включают его право принимать бюджет и устанавливать налоги. Данные полномочия осуществляются путем принятия законов и примыкают к законодательным полномочиям.

3. В сфере международных отношений важнейшими полномочиями парламента являются ратификация и денонсация международных договоров. Ратификация — это одобрение договора парламентом, выражающее окончательное согласие государства на его заключение. Денонсация — это одностороннее расторже­ние международного договора государством, ведущее к утрате им юридической силы на территории данного государства.

4. В сфере формирования государственных органов и учрежде­ний, а также назначения должностных лиц парламент самостоя­тельно назначает некоторых из них (например, президентов в ряде парламентарных республиках) либо участвует в таком назначении (так, например, происходит формирование правительства).

5. Парламентский контрольза деятельностью государственных органов и учреждений, прежде всего исполнительной власти:

- утверж­дение им государственного бюджета и отчета о его исполнении;

- вопросы отдельных парламентариев;

- парламентские запросы (ин­терпелляции);

- работу расследовательских комиссий и комитетов;

- деятельность омбудсманов (уполномоченных по правам человека) и счетных па­лат.

Осуществление парламентского контроля может привести к применению парламентом мер юридической или политической от­ветственности к упомянутым субъектам. Юридическая ответствен­ность выражается в осуществлении процедуры импичмента, то есть отрешения от должности лица, совершившего правонарушение (чаще всего президента). Политическая ответственность имеет ме­сто лишь в парламентарных странах и охватывает деятельность правительства. Она проявляется в том, что парламент может вы­разить правительству (реже отдельному министру) недоверие или отказ ему в доверии, в результате чего правительство будет вы­нуждено уйти в отставку. Например, согласно ст. 89 Конституции Болгарии 1991 года «если Народное собрание выразило недоверие министру-председателю или Совету министров, министр-предсе­датель подает заявление об отставке правительства». В некоторых странах, впрочем, последствия выражения недоверия или отказа в доверии правительству со стороны парламента могут быть нео­днозначными, то есть по решению главы государства может пос­ледовать либо отставка правительства, либо роспуск парламента. Например, Президент Венгрии может распустить Государствен­ное собрание, если оно в течение 12 месяцев не менее чем четыре раза лишило Правительство доверия (ст. 28 Конституции 1949 года (в редакции 1990 года).

Как видно, с проблемой политической ответственности прави­тельства связан вопрос о роспуске парламента. Общие закономер­ности таковы, что парламент или одна из его палат, или только нижняя палата могут быть распущены президентом или монархом в парламентарных государствах и смешанных республиках; при этом если правительство несет политическую ответственность толь­ко перед нижней палатой, то роспуску подлежит, как правило, только она, а если перед обеими палатами — то обе они (одновре­менно или любая из них) могут быть распущены.

На практике парламент (палата) распускается в случаях воз­никновения у него политических конфликтов с правительством или главой государства. При этом некоторые конституции ограни­чивают право президента распустить парламент, выражая недо­верие правительству или отказ ему в доверии (как альтернатива отставке правительства) или (и) неспособности парламента сформи­ровать правительство. [33]