Избирательные цензы.

1. Возрастной. Он означает признание за лицом избирательных прав по достижении определенного возраста на день выборов. Для активного избирательного права этот ценз составляет в большинстве стран - 18 лет, в нескольких странах —19—21 год, а в Брази­лии, Кубе, Иране и Никарагуа — правом голоса пользуются с 16 лет.

Для пассивного избирательного права возрастные цензы выше. В Италии на президентскую должность, требуется достижение 50-летнего возраста. Смысл возрастного ценза понятен: чтобы решать вопрос о том, кому вверить управление государством или даже небольшой общиной, и тем более — чтобы осуществлять такое управление, необходим определенный уровень зрелости человека, определенное коли­чество накопленной им информации об окружающем мире, оп­ределенный навык в решении жизненных проблем и определен­ная способность понимать эти проблемы.

Верхний возрастной предел для избрания в государственные органы или для пребывания в их составе, как правило, в демок­ратических государствах не устанавливается.

Ценз оседлости предполагает, что за лицом признаются из­бирательные права лишь после того, как оно проживет в данной стране или в данной местности определенное время. Например, во Франции для голосования на любых выборах установлен ценз оседлости, равный шести месяцам (прожить нужно в коммуне — низовой территориальной единице), в Новой Зеландии — трем месяцам, которые нужно прожить на территории избирательного округа. Смысл этого ценза заключается в том, что избиратель должен быть хотя бы минимально знаком с проблемами своей местности, где ему предстоит участвовать в выборах. Этот цена направлен против лиц, не имеющих постоянного местожительст­ва либо часто его меняющих, что не принадлежит к числу граж­данских достоинств. Случайные люди в составе избирательного корпуса нежелательны. Тем не менее цензы оседлости обнаружили тенденцию к сокращению и исчезновению, по крайней мере на всеобщих выборах.

Ценз гражданства, в соответствии с которым к выборам допускаются лишь лица, состоящие в гражданстве данного государства не менее установ­ленного срока. Этот ценз не связан с длительностью проживания в стране, да и вообще не требует сам по себе этого проживания Например, согласно части первой раздела 2 и части третьей раздела 3 ст. I Конституции Соединенных Штатов Америки 178/ года членом Палаты представителей Конгресса США может быть избрано лицо, состоящее в гражданстве США не менее 7 лет, а сенатором — не менее 9 лет. В Аргентине натурализованные граждане получают право голоса лишь спустя три года после получения гражданства, в Тунисе — через пять лет, в Таиланде такие граждане избирательного права вообще не получают; в то же время некоторые страны Содружества — бывшие британские колонии (Ямайка, Сент-Винсент и Гренада, Соломоновы Острова) предоставляют избирательное право всем проживающим гражданам Содружества.

Имущественный ценз(в настоящее время не применяется), заключался в требовании, чтобы избирателю принадлежало имущество не ниже, чем на определенную сумму, или чтобы он уплачивал определенного размера налоги. Счита­лось, что люди, не имеющие в своей собственности достаточного имущества, не могут быть причастны к управлению государст­вом.

Образовательный ценз (почти не встречается) и представляющий собой его разновидность ценз грамот­ности. Образовательный ценз предполагает допущение к выбо­рам лиц, обладающих установленным объемом образования.

Моральные цензы. В Исландии от избирателя требуется, чтобы он вел хороший образ жизни и обладал добрым нравом и свободно распоряжался своим имуществом (т.е. не состоял под опекой), в Мексике не голосуют лица, злоупотребляющие наркотиками, в Нидерлан­дах — лишенные родительских прав и т.п. Если большинство указанных признаков могут быть более или менее точно юриди­чески установлены, то такой критерий, как добрый нрав, подда­ется достаточно произвольному истолкованию.

Обычно лишаются избирательных прав лица, отбывающие наказание лишением свободы по приговору суда. Так, согласно ч. 1 ст. 3 британского Акта о народном представительстве 1983 года, «лицо, находящееся в заключении, которое оно отбывает в исправительном учреждении во исполнение приговора, не может голосовать на законном основании на любых парламентских выборах или на выборах в органы местного самоуправления».

Рассмотренные цензы представляют собой ограничения и ак­тивного, и пассивного избирательного права. К последнему, од­нако, относится и такое специфическое ограничение, как несо­вместимость. Оно заключается в том, что не подлежит избра­нию лицо, занимающее определенную должность (если оно на­мерено и далее ее занимать), имеющее какой-либо выборный мандат (если лицо намерено и далее его сохранять) или какое либо определенное занятие (если лицо намерено и далее его осуществлять). [28]