Избирательные цензы.
1. Возрастной. Он означает признание за лицом избирательных прав по достижении определенного возраста на день выборов. Для активного избирательного права этот ценз составляет в большинстве стран - 18 лет, в нескольких странах —19—21 год, а в Бразилии, Кубе, Иране и Никарагуа — правом голоса пользуются с 16 лет.
Для пассивного избирательного права возрастные цензы выше. В Италии на президентскую должность, требуется достижение 50-летнего возраста. Смысл возрастного ценза понятен: чтобы решать вопрос о том, кому вверить управление государством или даже небольшой общиной, и тем более — чтобы осуществлять такое управление, необходим определенный уровень зрелости человека, определенное количество накопленной им информации об окружающем мире, определенный навык в решении жизненных проблем и определенная способность понимать эти проблемы.
Верхний возрастной предел для избрания в государственные органы или для пребывания в их составе, как правило, в демократических государствах не устанавливается.
Ценз оседлости предполагает, что за лицом признаются избирательные права лишь после того, как оно проживет в данной стране или в данной местности определенное время. Например, во Франции для голосования на любых выборах установлен ценз оседлости, равный шести месяцам (прожить нужно в коммуне — низовой территориальной единице), в Новой Зеландии — трем месяцам, которые нужно прожить на территории избирательного округа. Смысл этого ценза заключается в том, что избиратель должен быть хотя бы минимально знаком с проблемами своей местности, где ему предстоит участвовать в выборах. Этот цена направлен против лиц, не имеющих постоянного местожительства либо часто его меняющих, что не принадлежит к числу гражданских достоинств. Случайные люди в составе избирательного корпуса нежелательны. Тем не менее цензы оседлости обнаружили тенденцию к сокращению и исчезновению, по крайней мере на всеобщих выборах.
Ценз гражданства, в соответствии с которым к выборам допускаются лишь лица, состоящие в гражданстве данного государства не менее установленного срока. Этот ценз не связан с длительностью проживания в стране, да и вообще не требует сам по себе этого проживания Например, согласно части первой раздела 2 и части третьей раздела 3 ст. I Конституции Соединенных Штатов Америки 178/ года членом Палаты представителей Конгресса США может быть избрано лицо, состоящее в гражданстве США не менее 7 лет, а сенатором — не менее 9 лет. В Аргентине натурализованные граждане получают право голоса лишь спустя три года после получения гражданства, в Тунисе — через пять лет, в Таиланде такие граждане избирательного права вообще не получают; в то же время некоторые страны Содружества — бывшие британские колонии (Ямайка, Сент-Винсент и Гренада, Соломоновы Острова) предоставляют избирательное право всем проживающим гражданам Содружества.
Имущественный ценз(в настоящее время не применяется), заключался в требовании, чтобы избирателю принадлежало имущество не ниже, чем на определенную сумму, или чтобы он уплачивал определенного размера налоги. Считалось, что люди, не имеющие в своей собственности достаточного имущества, не могут быть причастны к управлению государством.
Образовательный ценз (почти не встречается) и представляющий собой его разновидность ценз грамотности. Образовательный ценз предполагает допущение к выборам лиц, обладающих установленным объемом образования.
Моральные цензы. В Исландии от избирателя требуется, чтобы он вел хороший образ жизни и обладал добрым нравом и свободно распоряжался своим имуществом (т.е. не состоял под опекой), в Мексике не голосуют лица, злоупотребляющие наркотиками, в Нидерландах — лишенные родительских прав и т.п. Если большинство указанных признаков могут быть более или менее точно юридически установлены, то такой критерий, как добрый нрав, поддается достаточно произвольному истолкованию.
Обычно лишаются избирательных прав лица, отбывающие наказание лишением свободы по приговору суда. Так, согласно ч. 1 ст. 3 британского Акта о народном представительстве 1983 года, «лицо, находящееся в заключении, которое оно отбывает в исправительном учреждении во исполнение приговора, не может голосовать на законном основании на любых парламентских выборах или на выборах в органы местного самоуправления».
Рассмотренные цензы представляют собой ограничения и активного, и пассивного избирательного права. К последнему, однако, относится и такое специфическое ограничение, как несовместимость. Оно заключается в том, что не подлежит избранию лицо, занимающее определенную должность (если оно намерено и далее ее занимать), имеющее какой-либо выборный мандат (если лицо намерено и далее его сохранять) или какое либо определенное занятие (если лицо намерено и далее его осуществлять). [28]