Конституционно-правовой статус государства

 

Государство — это особое территориальное сообщество людей, распространяющее суверенную власть на всю свою территорию, располагающее профессиональным аппаратом управления и при­нуждения. Обычно конституции закрепляют основные атрибуты (официальное наименование, государственные символы, столицу) и признаки государства (наличие собственной территории, суве­ренитета, аппарата управления и принуждения, правотворчества), главные принципы деятельности государства (то есть его внутрен­ней и внешней политики), а также основы его устройства (то есть структуры государственного механизма и территории).[16]

Конституционные принципы деятельности государства — это зафиксированные в основном законе руководящие идеи, которыми данное государство должно руководствоваться при проведении своей политики. Их можно подразделить на принципы внутренней и внешней политики. Такие принципы являются неодинаковыми в конституциях разных стран. В конституциях за­падной модели принципы внутренней политики находят выражение прежде всего в таких характеристиках государства, как социальное, правовое, демократическое и светское, которые все чаще используются в конституциях различных стран (ФРГ, Ис­пания, Италия, Франция и др.).

Социальное государство предполагает, что государство слу­жит обществу и стремится минимизировать социальные конфлик­ты, создать всем членам общества условия достойной жизни.

Правовое государство — это государство, признающее вер­ховенство права, в том числе над собой, причем права как в пози­тивном, так и в естественном понимании, права не только внут­реннего, но и международного. Данную характеристику госу­дарства одним из первых включил в свой текст Основной закон - ФРГ 1949 года, и до сих пор его трактовка правового государства считается наиболее удачной. Статья 20 данного Основного закона гласит: «Законодательство связано конституционным строем, ис­полнительная власть и правосудие — законом и правом».

Демократическое государство — это государство, в котором большинство населения оказывает реальное и значительное влия­ние на власть, на содержание и исполнение управленческих решений государства, в котором реально действуют механизмы контроля населения за государственной бюрократией. Демокра­тическое государство может функционировать только в рамках демократического политического режима в целом. Конституцион­ными характеристиками демократического государства являют­ся: закрепление за гражданами широкого круга политических прав, а также их гарантий и механизмов их реализации; установ­ление возможностей использования институтов непосредственной демократии для участия населения в осуществлении политичес­кой власти; регламентация основ участия политических партий и других общественных объединений в политическом процессе; обеспечение гласности государственной деятельности и т.д.

Светское государство — это государство, от которого отде­лена церковь и в котором обеспечено равноправие религий. Дан­ный принцип закреплен, например, в ст. 29 Конституции Румы­нии 1991 года: «Религиозные культы автономны по отношению к государству».

Но не все государства устанавливают в своих конституциях перечисленные характеристики, а следовательно, базируются на соответствующих принципах. Так, противоположностью светско­му государству является государство теократическое, в котором церковь обладает государственной властью (Ватикан), а также клерикальное, в котором церковь, хоть и не совпадает с государством, но определяющим образом влияет на него в соответствии с законом (Иран). Вообще во многих государствах с мусульманс­кой правовой системой главным принципом государственной по­литики является обеспечение ее соответствия постулатам ислама. Социалистические же государства базируются на конституционно закрепленных принципах классового подхода к решению всех вопросов государственной значимости и цели построения комму­низма.

Конституционные принципы внешней политики государства стали регламентироваться в большинстве конституций после Вто­рой мировой войны.

- Недопустимость войны и приоритет международного права над внутренним. Например, Конституция Япо­нии 1947 года содержит специальную вторую главу, именуемую «Отказ от войны», в которой имеется лишь одна статья (девя­тая): «Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разре­шения международных споров».

- Народный суверенитет. Принцип народного суверенитета означает, что источником власти в государстве является народ, который осуще­ствляет ее непосредственно или через органы государства и мест­ного самоуправления. Главными формами непосредственного осу­ществления народом власти являются референдум и выборы. Осуществления народом власти через органы публичной власти означает, что важнейшие из них являются выборными населением, а все остальные органы формируются с участием этих выборных органов, то есть в демократическом государстве ни один из важ­ных органов публичной власти не получает свои полномочия поми­мо воли народа, в конечном счете источником полномочий любого органа публичной власти является народ. Исключение составляют существующие в ряде демократических государств монархи — гла­вы государств, получающие полномочия по наследству, то есть не от народа или его представителей. Совместимость такого положе­ния с демократическим режимом определяется тем, что полномо­чия монарха в демократических государствах являются весьма ог­раниченными.

-Принцип разделения властей предполагает, что полномочия по законотворчеству, текущему управлению и осуществлению право­судия вверяются разным государственным органам. Полномочия между ними строго разграничены, они не могут вмешиваться в компетенцию друг друга, осуществляют свою деятельность неза­висимо друг от друга, но при этом контролируют друг друга с целью не допустить злоупотреблений, нарушения законов и сво­боды личности. Это позволяет предотвратить узурпацию власти в государстве. Законодательная власть осуществляется парламен­том. Исполнительная — правительством и иными органами специ­альной компетенции, а правосудие — судами. Принцип разделе­ния властей по-разному оформляется в конституциях зарубежных стран. В большинстве из них он не получил вербального выраже­ния, а вытекает из их положений о порядке формирования раз­личных государственных органов, их полномочиях и взаимоотно­шениях друг с другом. Например, согласно Конституции США 1787 года полномочия законодательной власти принадлежат Кон­грессу США (ст. I), исполнительная власть осуществляется Пре­зидентом (ст. II), а судебная — Верховным судом США и ниже­стоящими судами, учреждаемыми Конгрессом (ст. III).

Разделение властей может осуществляться по горизонтали и вертикали. Разделение властей по горизонтали означает, что государственная власть делится на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Разделение властей по вертикали означает, что государственная власть делится в федеративных государствах и государствах с автономным образованиями между центром (федерации) и регионами (субъектами федерации).

Следует отметить, что разделение власти на три ветви являет­ся самой общей схемой организации государственного механиз­ма, так как помимо трех названных ветвей власти практически каждое государство имеет некоторые иные органы, не относящие­ся ни к одной из трех классических ветвей власти, например про­куратуру, которая в ряде стран является обособленной от других государственных органов; учредительное собрание, принимающее конституцию; счетные суды и палаты и т.д. Конституции ряда стран в качестве самостоятельного вида государственных органов признают контролирующие органы. Так, раздел IX Конституции Польши 1997 года называется «Органы государственного контро­ля и охраны права». Он регламентирует статус Верховной пала ты контроля, Уполномоченного по гражданским правам и Все польского совета радиовещания и телевидения.

Социалистические страны принцип разделения властей отвер­гают, провозглашая вместо него в своих конституциях принцип полновластия представительных органов, избираемых народом. Полновластие их определяется тем, что они являются органами, наиболее тесно связанными с народом. Чтобы такая связь не ос­лабевала, депутаты представительных органов осуществляют де­путатские функции не на постоянной основе, а собираясь на сес­сии лишь на несколько дней в году и находясь большую часть времени среди избирателей. Результатом являются полный не­профессионализм представительных органов социалистического типа и их неспособность противостоять всевластию бюрократии. Таким образом, на деле конституционный принцип полновластия представительных органов непарламентского типа в социалисти­ческих странах превращается в свою полную противоположность и является, по сути, фасадом, прикрывающим полновластие бю­рократического аппарата.

Помимо статуса государства в целом в конституциях зарубежных стран, как правило, регулируются основы статуса его территори­альных единиц: субъектов федерации, муниципальных образова­ний, иных политико-территориальных или административно-терри­ториальных единиц. Главными направлениями конституционной регламентации статуса территориальных единиц являются установ­ление основ порядка их образования, компетенции, порядка изме­нения их границ, организации в них публичной власти, а также их участия в осуществлении государственной власти.