Конституционно-правовой статус государства
Государство — это особое территориальное сообщество людей, распространяющее суверенную власть на всю свою территорию, располагающее профессиональным аппаратом управления и принуждения. Обычно конституции закрепляют основные атрибуты (официальное наименование, государственные символы, столицу) и признаки государства (наличие собственной территории, суверенитета, аппарата управления и принуждения, правотворчества), главные принципы деятельности государства (то есть его внутренней и внешней политики), а также основы его устройства (то есть структуры государственного механизма и территории).[16]
Конституционные принципы деятельности государства — это зафиксированные в основном законе руководящие идеи, которыми данное государство должно руководствоваться при проведении своей политики. Их можно подразделить на принципы внутренней и внешней политики. Такие принципы являются неодинаковыми в конституциях разных стран. В конституциях западной модели принципы внутренней политики находят выражение прежде всего в таких характеристиках государства, как социальное, правовое, демократическое и светское, которые все чаще используются в конституциях различных стран (ФРГ, Испания, Италия, Франция и др.).
Социальное государство предполагает, что государство служит обществу и стремится минимизировать социальные конфликты, создать всем членам общества условия достойной жизни.
Правовое государство — это государство, признающее верховенство права, в том числе над собой, причем права как в позитивном, так и в естественном понимании, права не только внутреннего, но и международного. Данную характеристику государства одним из первых включил в свой текст Основной закон - ФРГ 1949 года, и до сих пор его трактовка правового государства считается наиболее удачной. Статья 20 данного Основного закона гласит: «Законодательство связано конституционным строем, исполнительная власть и правосудие — законом и правом».
Демократическое государство — это государство, в котором большинство населения оказывает реальное и значительное влияние на власть, на содержание и исполнение управленческих решений государства, в котором реально действуют механизмы контроля населения за государственной бюрократией. Демократическое государство может функционировать только в рамках демократического политического режима в целом. Конституционными характеристиками демократического государства являются: закрепление за гражданами широкого круга политических прав, а также их гарантий и механизмов их реализации; установление возможностей использования институтов непосредственной демократии для участия населения в осуществлении политической власти; регламентация основ участия политических партий и других общественных объединений в политическом процессе; обеспечение гласности государственной деятельности и т.д.
Светское государство — это государство, от которого отделена церковь и в котором обеспечено равноправие религий. Данный принцип закреплен, например, в ст. 29 Конституции Румынии 1991 года: «Религиозные культы автономны по отношению к государству».
Но не все государства устанавливают в своих конституциях перечисленные характеристики, а следовательно, базируются на соответствующих принципах. Так, противоположностью светскому государству является государство теократическое, в котором церковь обладает государственной властью (Ватикан), а также клерикальное, в котором церковь, хоть и не совпадает с государством, но определяющим образом влияет на него в соответствии с законом (Иран). Вообще во многих государствах с мусульманской правовой системой главным принципом государственной политики является обеспечение ее соответствия постулатам ислама. Социалистические же государства базируются на конституционно закрепленных принципах классового подхода к решению всех вопросов государственной значимости и цели построения коммунизма.
Конституционные принципы внешней политики государства стали регламентироваться в большинстве конституций после Второй мировой войны.
- Недопустимость войны и приоритет международного права над внутренним. Например, Конституция Японии 1947 года содержит специальную вторую главу, именуемую «Отказ от войны», в которой имеется лишь одна статья (девятая): «Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров».
- Народный суверенитет. Принцип народного суверенитета означает, что источником власти в государстве является народ, который осуществляет ее непосредственно или через органы государства и местного самоуправления. Главными формами непосредственного осуществления народом власти являются референдум и выборы. Осуществления народом власти через органы публичной власти означает, что важнейшие из них являются выборными населением, а все остальные органы формируются с участием этих выборных органов, то есть в демократическом государстве ни один из важных органов публичной власти не получает свои полномочия помимо воли народа, в конечном счете источником полномочий любого органа публичной власти является народ. Исключение составляют существующие в ряде демократических государств монархи — главы государств, получающие полномочия по наследству, то есть не от народа или его представителей. Совместимость такого положения с демократическим режимом определяется тем, что полномочия монарха в демократических государствах являются весьма ограниченными.
-Принцип разделения властей предполагает, что полномочия по законотворчеству, текущему управлению и осуществлению правосудия вверяются разным государственным органам. Полномочия между ними строго разграничены, они не могут вмешиваться в компетенцию друг друга, осуществляют свою деятельность независимо друг от друга, но при этом контролируют друг друга с целью не допустить злоупотреблений, нарушения законов и свободы личности. Это позволяет предотвратить узурпацию власти в государстве. Законодательная власть осуществляется парламентом. Исполнительная — правительством и иными органами специальной компетенции, а правосудие — судами. Принцип разделения властей по-разному оформляется в конституциях зарубежных стран. В большинстве из них он не получил вербального выражения, а вытекает из их положений о порядке формирования различных государственных органов, их полномочиях и взаимоотношениях друг с другом. Например, согласно Конституции США 1787 года полномочия законодательной власти принадлежат Конгрессу США (ст. I), исполнительная власть осуществляется Президентом (ст. II), а судебная — Верховным судом США и нижестоящими судами, учреждаемыми Конгрессом (ст. III).
Разделение властей может осуществляться по горизонтали и вертикали. Разделение властей по горизонтали означает, что государственная власть делится на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Разделение властей по вертикали означает, что государственная власть делится в федеративных государствах и государствах с автономным образованиями между центром (федерации) и регионами (субъектами федерации).
Следует отметить, что разделение власти на три ветви является самой общей схемой организации государственного механизма, так как помимо трех названных ветвей власти практически каждое государство имеет некоторые иные органы, не относящиеся ни к одной из трех классических ветвей власти, например прокуратуру, которая в ряде стран является обособленной от других государственных органов; учредительное собрание, принимающее конституцию; счетные суды и палаты и т.д. Конституции ряда стран в качестве самостоятельного вида государственных органов признают контролирующие органы. Так, раздел IX Конституции Польши 1997 года называется «Органы государственного контроля и охраны права». Он регламентирует статус Верховной пала ты контроля, Уполномоченного по гражданским правам и Все польского совета радиовещания и телевидения.
Социалистические страны принцип разделения властей отвергают, провозглашая вместо него в своих конституциях принцип полновластия представительных органов, избираемых народом. Полновластие их определяется тем, что они являются органами, наиболее тесно связанными с народом. Чтобы такая связь не ослабевала, депутаты представительных органов осуществляют депутатские функции не на постоянной основе, а собираясь на сессии лишь на несколько дней в году и находясь большую часть времени среди избирателей. Результатом являются полный непрофессионализм представительных органов социалистического типа и их неспособность противостоять всевластию бюрократии. Таким образом, на деле конституционный принцип полновластия представительных органов непарламентского типа в социалистических странах превращается в свою полную противоположность и является, по сути, фасадом, прикрывающим полновластие бюрократического аппарата.
Помимо статуса государства в целом в конституциях зарубежных стран, как правило, регулируются основы статуса его территориальных единиц: субъектов федерации, муниципальных образований, иных политико-территориальных или административно-территориальных единиц. Главными направлениями конституционной регламентации статуса территориальных единиц являются установление основ порядка их образования, компетенции, порядка изменения их границ, организации в них публичной власти, а также их участия в осуществлении государственной власти.