Понятие и структура политической системы

Тема 5. Конституционно-правовое регулирование политических отношений.

Цели занятия:

 

- знать что такое государство, в чем смысл конституционных характеристик государства как демокра­тического, социального, правового, светского;

- понять в чем смысл конституционного установления принципов внутренней и внешней политики государства;

- знать что такое политическая партия, чем она отличается от других полити­ческих общественных объединений; как соотносится название партии с ее политикой, ее социальной базой;

- уяснить и запомнить понятие политического режима и его виды.

 

Учебные вопросы:

 

1. Понятие и структура политической системы;

2. Конституционно-правовой статус государства;

3. Политические партии и партийные системы;

4. Понятие и виды политических режимов.

 

Термин «политическая система» рассматривается в литературе в широком и узком смыслах. Узкое понимание политической системы предпола­гает включение в нее лишь комплекса организаций (институтов), участвующих в осуществлении политической власти, то есть вла­сти над обществом (в демократическом государстве — через кото­рые народ воздействует на такую власть). Согласно же широкой трактовке политическая система — это комплекс вообще всех яв­лений, связанных с осуществлением политической власти.

Элементы политической системы (понимаемой в широком смысле) можно классифицировать по различным основаниям, подразделив их на:

- политические нормы (правила, в том числе юридические нормы, общественное политическое сознание, политическую культуру)

- политические отношения (по­литическую практику);

- политические учреждения (статический аспект политической системы)

- политический процесс (ее ди­намический элемент).

Сущностной же характеристикой поли­тической системы, результатом ее функционирования является политический режим, сложившийся в конкретной стране. Кон­ституционно-правовой регламентации подвергаются обычно по­литические учреждения и политический процесс. Результатом такой регламентации является создание правовых основ того или иного политического режима в данной стране.

Политические учреждения и политический процесс (урегули­рованные политическими, в том числе правовыми, нормами и фун­кционирующие в рамках политических отношений, в том числе правоотношений политического характера) образуют механизм осуществления политической или публичной власти. Таким образом, политическую систему также можно характеризовать как такой механизм. Политическая или публичная власть — это власть над обществом, то есть населением в пределах определенной территории. Ее осуществляет некая политическая элита, которая при демократическом политическом режиме получает доступ к механизмам властвования по воле народа, выраженной на выборах, и осуществляет ее под контролем народа, а при недемократическом — и то и другое происходит независимо от воли народа.

Главным элементом механизма осуществления политической или публичной власти является государство — территориальное объединение населения, которое вправе принимать общеобязательные в пределах своей территории веления и обеспечивающее их выполнение с помощью принудительной силы. При демократическом политическом режиме внутри государства с це­лью децентрализации политической власти существуют относи­тельно автономные от его власти территориальные единицы, так­же наделенные правом принимать в пределах своей компетенции и территории веления. Это субъекты федерации, муниципальные образования, иные территориальные единицы государства, пользующиеся автономией. Перечисленные институты характеризуются наличием властных полномочий над населением определен­ной территории. Но в рамках демократического или близкого к нему политического режима существует еще целый ряд институтов, которые властными полномочиями публичного характера не наделены, но участвуют в осуществлении политической власти, используя различные формы и методы. Это общественные объе­динения, прежде всего политические партии, религиозные орга­низации и средства массовой информации.[15]

Таким образом, механизм организации публичной власти включает два элемента:

- институты, наделенные правом принятия общеобязательных в пределах той или иной территории властных велений

- институты, такого права не имеющие, но влияющие на разработку, принятие и исполнение таких велений.

В большей или меньшей степени все они подвержены конституционно-пра­вовому воздействию: важнейшие аспекты их статуса получают конституционное оформление.

Наиболее же обстоятельному регулированию конституциями и конституционным правом в целом подвергаются те элементы механизма организации публичной власти, которые наделены властными полномочиями, распространяющимися на определен­ную территорию. Основные аспекты их организации образуют механизм организации публичной власти в узком смысле. Можно выделить, как минимум, три таких аспекта.

1. Территориальный аспект, включающий власть самого го­сударства, а также власть, осуществляемую в рамках территори­альных единиц государства, пользующихся относительной автономией от центральной власти самого государства (субъектов федерации, муниципальных образований, иных автономных тер­риториальных единиц государства).

2. Механизм орга­низации публичной власти в рамках конкретного государства включает комплекс форм деятельности по осуществлению управ­ления, способов принятия управленческих решений на каждом уровне организации публичной власти. Мировой практике извес­тны две такие формы. Это непосредственное голосование населе­ния, а также деятельность органов публичной власти.

3. Организация органов публичной власти, их система, ста­тус, взаимоотношения.

Все три указанных аспекта механизма организации публичной власти получили отражение в конституциях зарубежных стран (наиболее обстоятельно регламентируются вопросы организации высших органов государственной власти). Именно они будут предметом исследования всех следующих вопросов лекции.