Понятие и структура политической системы
Тема 5. Конституционно-правовое регулирование политических отношений.
Цели занятия:
- знать что такое государство, в чем смысл конституционных характеристик государства как демократического, социального, правового, светского;
- понять в чем смысл конституционного установления принципов внутренней и внешней политики государства;
- знать что такое политическая партия, чем она отличается от других политических общественных объединений; как соотносится название партии с ее политикой, ее социальной базой;
- уяснить и запомнить понятие политического режима и его виды.
Учебные вопросы:
1. Понятие и структура политической системы;
2. Конституционно-правовой статус государства;
3. Политические партии и партийные системы;
4. Понятие и виды политических режимов.
Термин «политическая система» рассматривается в литературе в широком и узком смыслах. Узкое понимание политической системы предполагает включение в нее лишь комплекса организаций (институтов), участвующих в осуществлении политической власти, то есть власти над обществом (в демократическом государстве — через которые народ воздействует на такую власть). Согласно же широкой трактовке политическая система — это комплекс вообще всех явлений, связанных с осуществлением политической власти.
Элементы политической системы (понимаемой в широком смысле) можно классифицировать по различным основаниям, подразделив их на:
- политические нормы (правила, в том числе юридические нормы, общественное политическое сознание, политическую культуру)
- политические отношения (политическую практику);
- политические учреждения (статический аспект политической системы)
- политический процесс (ее динамический элемент).
Сущностной же характеристикой политической системы, результатом ее функционирования является политический режим, сложившийся в конкретной стране. Конституционно-правовой регламентации подвергаются обычно политические учреждения и политический процесс. Результатом такой регламентации является создание правовых основ того или иного политического режима в данной стране.
Политические учреждения и политический процесс (урегулированные политическими, в том числе правовыми, нормами и функционирующие в рамках политических отношений, в том числе правоотношений политического характера) образуют механизм осуществления политической или публичной власти. Таким образом, политическую систему также можно характеризовать как такой механизм. Политическая или публичная власть — это власть над обществом, то есть населением в пределах определенной территории. Ее осуществляет некая политическая элита, которая при демократическом политическом режиме получает доступ к механизмам властвования по воле народа, выраженной на выборах, и осуществляет ее под контролем народа, а при недемократическом — и то и другое происходит независимо от воли народа.
Главным элементом механизма осуществления политической или публичной власти является государство — территориальное объединение населения, которое вправе принимать общеобязательные в пределах своей территории веления и обеспечивающее их выполнение с помощью принудительной силы. При демократическом политическом режиме внутри государства с целью децентрализации политической власти существуют относительно автономные от его власти территориальные единицы, также наделенные правом принимать в пределах своей компетенции и территории веления. Это субъекты федерации, муниципальные образования, иные территориальные единицы государства, пользующиеся автономией. Перечисленные институты характеризуются наличием властных полномочий над населением определенной территории. Но в рамках демократического или близкого к нему политического режима существует еще целый ряд институтов, которые властными полномочиями публичного характера не наделены, но участвуют в осуществлении политической власти, используя различные формы и методы. Это общественные объединения, прежде всего политические партии, религиозные организации и средства массовой информации.[15]
Таким образом, механизм организации публичной власти включает два элемента:
- институты, наделенные правом принятия общеобязательных в пределах той или иной территории властных велений
- институты, такого права не имеющие, но влияющие на разработку, принятие и исполнение таких велений.
В большей или меньшей степени все они подвержены конституционно-правовому воздействию: важнейшие аспекты их статуса получают конституционное оформление.
Наиболее же обстоятельному регулированию конституциями и конституционным правом в целом подвергаются те элементы механизма организации публичной власти, которые наделены властными полномочиями, распространяющимися на определенную территорию. Основные аспекты их организации образуют механизм организации публичной власти в узком смысле. Можно выделить, как минимум, три таких аспекта.
1. Территориальный аспект, включающий власть самого государства, а также власть, осуществляемую в рамках территориальных единиц государства, пользующихся относительной автономией от центральной власти самого государства (субъектов федерации, муниципальных образований, иных автономных территориальных единиц государства).
2. Механизм организации публичной власти в рамках конкретного государства включает комплекс форм деятельности по осуществлению управления, способов принятия управленческих решений на каждом уровне организации публичной власти. Мировой практике известны две такие формы. Это непосредственное голосование населения, а также деятельность органов публичной власти.
3. Организация органов публичной власти, их система, статус, взаимоотношения.
Все три указанных аспекта механизма организации публичной власти получили отражение в конституциях зарубежных стран (наиболее обстоятельно регламентируются вопросы организации высших органов государственной власти). Именно они будут предметом исследования всех следующих вопросов лекции.