Конституционные принципы духовно-культурных отношений. Конституционные основы образования, науки, культуры, религии

Духовно-культурные отношения в обществе — это отношения меж­ду людьми, между человеком, обществом и государством по поводу ду­ховно-культурных благ.

Эти отношения обусловлены в конечном счете существующей си­стемой экономических и социальных отношений.

Предмет этих отношений включает все духовно-культурные явле­ния — науку, искусство, образование, религию, прочие области обще­ственного сознания.

Данная сфера общественных отношений регулируется конститу­ционным правом в наименьшей мере, по сравнению с остальными под­системами общественного строя, так как это затрагивает внутренний мир человека.

Образование. Этот участок жизни общества можно считать основополагающим для всей ее духовно-культурной сферы.

В ст. 27 Испанской Конституции указывается, что образование бу­дет иметь целью полное развитие человеческой личности в уважении к демократическим принципам общежития и основным правам и свобо­дам. Публичные власти должны гарантировать родителям возможность давать своим детям религиозное и моральное воспитание в соответ­ствии с собственными убеждениями. Основное обучение обязательно и бесплатно. Публичные власти гарантируют всем право на образова­ние посредством общего обучения при эффективном участии заинтере­сованных секторов экономики и создания учебных заведений. За физи­ческими и юридическими лицами признается свобода создавать учеб­ные заведения в рамках соблюдения конституционных принципов.

Публичные власти поддерживают учебные заведения, которые отвечают требованиям, установленным законом. Признается автономия университетов на установленных законом условиях.

Наука и культура. В этой сфере государство также может обеспечить лишь матери­альную сторону дела. Однако это достаточно сильный инструмент, по­зволяющий, целенаправленно воздействовать на развитие данной сфе­ры в определенных направлениях.

Долгое время конституционное право было к этой сфере индиф­ферентно. Современные же конституции, особенно в странах, пережив­ших тоталитаризм, содержат на этот счет специальные гарантии.

Итальянская Конституция, устанавливает, что «искусство и наука свободны, и свободно их преподавание» (ч. 1 ст. 33). А ст. 9 гласит: — «Республика содействует развитию культуры и научных и технических исследований. Она охраняет природу и историческое и художественное наследие Нации».

Религия. Это также важный институт духовно-культурной жизни общества. Как система мировоззренческих представлений и верований, религия служит объединяющим началом для людей и даже государствообразующим фактором.

Религия обычно тесно связана с церковью, которая представляет собой большей частью иерархическую структуру, лишенную демократи­ческих признаков и предназначенную для удовлетворения религиозных потребностей верующих.

Воздействие религии и конституционного права чаще всего осу­ществляется в виде конституционно-правового регулирования отноше­ний между государством и церковью. При этом обычно в той или иной форме провозглашается отделение церкви от государства.

Конституционное право гарантирует равноправие вероисповеда­ний и особо защищает религиозные меньшинства.