Конституционные основы экономических отношений, отношений собственности, экономической деятельности, финансовой системы

 

Экономические отношения. Система экономических общественных отношений, которую мож­но назвать экономической системой — это отношения собственности, производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ. Правда, общественные отношения, связанные с распре­делением и потреблением благ, преимущественно принадлежат к дру­гой подсистеме общественного строя — социальной, однако неболь­шой частью входят и в экономическую.

Конституционные основы экономической политики государства в общем виде выражаются:

- в единстве экономического пространства;

- свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств по территории страны;

- в поддержке конкуренции;

- в свободе экономической деятельности;

- в защите и обеспечении устойчивости национальной валюте.

Собственность. Объем и характер конституционно-правового регулирования от­ношений собственности за два столетия истории конституционного строя претерпели ряд изменений. Стоит, прежде всего отметить, что в законодательстве, в том числе и конституционном, термин «собствен­ность» - это форма присвоения благ, отношений между людьми по его поводу. Право собственности в этом смысле, как установили еще древнеримские юристы, — это право владеть, пользоваться и распоряжаться конкретным имуществом. По своему характеру собственность делится на два вида: публич­ную и частную. Публичная собственность отличается своей неделимо­стью. Напротив, частная собственность делима. Субъектом права публичной собственности может быть государство, субъект федерации (штат, провинция и т.п.), самоуправляющаяся местная территориальная общность (регион, город, община и т.п.), а в ряде случаев — общественное формирование (политическая партия, цер­ковь и др.). Например, поселяясь в городе, лицо автоматически включа­ется в число собственников городского имущества, а покидая город, чтобы поселиться в другом месте, столь же автоматически утрачивает это качество без права забрать свою долю. Публичная собственность всегда коллективная. Коллективность же предполагает равный для всех собствен­ников объем прав на имущество. Иногда, впрочем, законодательство при­знает носителями права публичной собственности не коллективы лю­дей, а органы этих коллективов (муниципальные советы и т.п.). Эти орга­ны независимо от того, считаются они собственниками или нет, как пра­вило, осуществляют текущее распоряжение имуществом, находящимся в публичной собственности соответствующих коллективов.

Субъектом права частной собственности может выступать любое физическое или юридическое лицо, то есть частная собственность мо­жет носить индивидуальный, семейный, групповой, коллективный характер. В случае групповой собственности объем прав отдельных соб­ственников на общее имущество может быть равным и неравным, мо­жет зависеть, в частности, от размера доли, выступающей в форме пая, акций и др. Следует особо отметить, что государство, город и иные так называемые корпорации публичного права могут быть субъектами и частной собственности, владея, например, пакетом акций какой-либо частной формы.

Следует подчеркнуть и то, что городская и об­щинная равно как и региональная (областная, уездная и т.п.) собственность, будучи публичной является не государственной, а муниципальной.

Это собственность соответствующих территориальных коллекти­вов и их объединений, и управляют ею не местные государственные органы, а органы местного самоуправления. Так обстоит дело, по край­ней мере, в демократических государствах.

Перевод имущества из публичной собственности в частную назы­вается приватизацией.

Первоначально в конституциях собственность обычно гарантиро­валась общим образом, без конкретизации ее видов и субъектов права на нее. Разумеется, в первую очередь эта гарантия распространялась на собственность частную, ибо доля имущества, находившегося в публич­ной собственности, была невелика. Примером может служить ст. 17 французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года кото­рая гласит: «Так как собственность есть право неприкосновенное и свя­щенное, никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установлен­ной законом явной общественной необходимости и при условии спра­ведливого и предварительного возмещения». Из приведенной краткой формулы вытекает целый ряд юридических последствий, а именно:

а) право собственности в принципе неотъемлемо;

б) лишение этого права возможно только как исключение;

в) порядок лишения должен быть установлен только законом;

г) такой закон должен определить случаи общественной необхо­димости, при которых возможно лишить субъекта права соб­ственности;

д) эта необходимость должна быть очевидной;

е) лишение права собственности возможно только с возмещением;

ж) возмещение должно быть справедливым (критерии справед­ливости должны определяться законом);

з) возмещение должно быть предварительным, то есть выплачи­ваться до отчуждения имущества.

Из конституционного провозглашения права собственности в при­веденной формуле следует блок юридических гарантий, составляющих предмет гражданско-правового и административно-правового законо­дательства.

Следует отметить, что здесь гарантируется не только частная соб­ственность, но и негосударственная публичная собственность, напри­мер, коммунальная.

Труд. Особенность труда заключается в том, что он представляет собой средство для жизни, источник существования.

Экономическая система призвана обеспечить удовлетворение потреб­ностей общества во всяком нужном для него труде, в том числе и неин­тересном для трудящегося. Чтобы человек согласился на такой труд, не­обходима совокупность условий, побуждающих его к этому — невоз­можность получения интересной работы, достаточная заработная пла­та, предание труду определенной престижности и т.д. В конституциях и других источниках права последних десятилетий содержатся опреде­ленные гарантии, стимулирующие и охраняющие труд человека.

Основополагающим таким принципом служит установление в конституции целей использования национальных богатств в общих интересах независимо от того, кто их собственник. Приоритеты в по­литике, направленной к достижению этой цели, определяются специ­фикой условий той или иной страны, однако при всем различии при­оритетов наблюдается стремление снивелировать условия экономичес­кой деятельности, уменьшить или устранить препятствия историческо­го, географического и иного объективного характера.

Важную роль в обеспечении конституционных принципов эконо­мической системы играет текущее законодательство, направленно на обес­печение честной конкуренции и недопущение частных монополий.

С правом на труд тесно взаимосвязаны такие конституционно закрепляемые права, как право на вознаграждение за труд, на безопасные и гигиеничные условия труда, право на отдых.

Право на вознаграждение по-разному сформулировано в кон­ституциях. Часто они закрепляют лишь то, что такое вознаграж­дение не должно быть ниже, чем установленный в законе мини­мум. Например, польская Конституция говорит о том, что «минимальный размер вознаграждения за работу или способ уста­новления этого размера определяет закон» (ст. 65). Но есть кон­ституции, которые при закреплении права на вознаграждение стре­мятся к обеспечению социальной справедливости. «Трудящийся имеет право на вознаграждение, соответствующее количеству и качеству его труда и достаточное во всяком случае для обеспече­ния ему и его семье свободного и достойного существования» — гласит ст. 36 Конституции Италии 1947 года.

Финансовая система. Государство в нормальных условиях решает свои экономические задачи через финансовые механизмы. Финансовых отно­шения содержатся как правило в специальных главах и разделах кон­ституций, где регулируются, прежде всего, бюджетные и налоговые от­ношения. В федеративных государствах особое место в этих разделах и главах уделяется разграничению полномочий в сфере государствен­ных финансов между федерацией и ее субъектами.

В конституциях нередко регулируется ситуация, когда бюджет госу­дарства по какой-либо причине не утвержден парламентом своевременно.

Например, Основной закон Германии (ст. 111). Если новый бюджетный год начался без утвержденного бюджета, Федеральное правительство мо­жет производить только расходы, необходимые для содержания установ­ленных законом учреждений и проведения предусмотренных законом ме­роприятий, для исполнения юридически обоснованных обязательств Фе­дерации, для продолжения строительства, закупок и других действий или дальнейшего выделения средств на эти цели, поскольку в бюджете пре­дыдущего года были предусмотрены соответствующие суммы. Если ука­занные расходы не покрываются доходами от установленных источников, Федеральное правительство может воспользоваться кредитами, не превы­шающими четверти итоговой суммы бюджета предыдущего года.