Система конституционного права зарубежных стран

 

Система конституционного права –это его внутренне строение, характеризующееся единством и взаимодействием элементов.

К элементам системы относятся конституционно-правовые принципы, нормы и институты.

Общие принципы конституционного права – это закрепленные в конституционно-правовых нормах основные начала, в соответствии с которыми оно строится как система правовых норм, а также осуществляется конституционно-правовое регули­рование общественных отношений

Принципы конституционного права регулируют общественные отношения не непосредственно, а через конкретные конституци­онно-правовые нормы и воплощаются в этих нормах и в право­применительной деятельности органов власти.

К принципам конституционного права в демократических странах относятся: народный суверенитет (ст. 3 Конституции Франции), народное представи­тельство (преамбула Конституции Японии), разделение властей (ст. 20 Основного закона для Федеративной Республики Герма­нии 1949 г.), равноправие (ст. 3 Конституции Италии), неотчуж­даемые права (ст. 1 Основного закона Германии) и т.п., независимость депутатов от избирателей (ст. 27 Конституции Франции), судебная защита конституционных прав (ст. 53 Испанской конституции 1978 г.) и т.п.

В социалисти­ческих странах конституционно провозглашаются такие принципы как: руководящая роль марксис­тско-ленинской партии, социалистический интернационализм, от каждого — по способностям, каждому — по труду и т.п. (ст. 5, 12, 19 Конституции Кубы). Они нередко представляют собой не что иное, как идеологические мифы, реализовать которые невоз­можно ни юридическими, ни политическими средствами. Напри­мер, распределять по труду вне рыночной системы хозяйства нельзя из-за отсутствия критерия, на основе которого можно было бы количественно сравнить разнородный труд (например, шахтера и врача). Принцип руководящей роли одной партии подрывает принципы народного суверенитета и народного пред­ставительства и вообще несовместим ни с каким принципом де­мократии.[3]

Конституционно-правовые нормы – это установленные и санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие конституционно-правовые отношения.

По сравнению с нормами других отраслей права они отли­чаются:

1. Своим содержанием, той сферой общественных отно­шений, на регулирование которых они направлены.

2. Источниками, в которых они выражены. Основопо­лагающие, наиболее значимые нормы выражены в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей право­вой системе — в Конституции.

3. Своеобразием вида норм. Вконституционном праве значительно больше, чем в других отраслях, норм общерегу­лятивного, а не конкретно регулирующего характера. К таким нормам относятся нормы-принципы, нормы-дефиниции, нор­мы-задачи и т. п. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, адми­нистративно-правовых, трудовых и др.).

4. Учредительным характером содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы пер­вично устанавливают обязательный для создания всех право­вых норм других отраслей порядок: определяют формы пра­вовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему органов государственной власти.

5. Особым механизмом реализации. Многие конституци­онно-правовые нормы в своей реализации связаны не с воз­никновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации).

6. Специфическим характером субъектов, на регули­рование отношений которых они обращены. Среди таких особых субъектов можно назвать народ, государство, нации и народности, высшие государственные органы.

7. Особенностями структуры. Для них не характерна трехчленная структура, традиционно выделяемая в составе правовой нормы: гипотеза, диспозиция и санкция. Обычно имеется гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях — санкция, которая обычно носит политический характер: отставка правительства, отрешение от должности президента и т.д..

 

Классификация конституционно-правовых норм:

1. В зависимости от функциональной роли они подразделя­ются на регулятивные и охранительные.

2. По способу воздей­ствия на субъекты права — на управомочивающие, обязываю­щие и запрещающие.

3. По ха­рактеру регулируемых общественных отношений на матери­альные и процессуальные.

4. По методу правового регулирова­ния нормы подразделяют на императивные, диспозитивные.

5. В зависимости от вре­мени действия постоянные и вре­менные.

6. По территории их действия нормы могут быть действующими в границах всего государства, его субъектов(если оно федеративное) и в пределах конкретного му­ниципального образования.

Нормы конституционного права объединяются в отрасле­вые институты.

Институт конституционного праваэто совокупность взаимосвязанных конституционно-правовых норм, регулиру­ющих определенный вид общественных отношений в пределах данной отрасли права. Он объединяет в себе нормы различные по юридической силе, территории действия и другим признакам. Эти нормы могут содержаться в Конституции, зако­нах, подзаконных актах.

Исходя из объема регулируемых отношений, числа норм и юридической силы выделяют различные институты. Комп­лексные институтывключают в себя подинституты. Напри­мер, такой комплексный институт как основы правового статуса человека и гражданина включает в себя подинституты гражданства, личных прав человека, Уполномоченного по правам человека и др. Другим важнейшим комплексным ин­ститутом является народовластие, в который входят такие подинституты, как референдум, избирательное право, систе­ма народного представительства и др.