Понятие конституционного права зарубежных стран как отрасли права. Предмет и методы правового регулирования конституционного права зарубежных стран.

Тема 1. Конституционное право зарубежных стран как отрасль права, наука и учебная дисциплина.

 

Цели занятия:

 

- усвоить понятие конституционного права зарубежных стран как отрасли публичного права;

- определить предмет правового регулирования данной отрасли права, а также методы правового регулирования, используемые конституционным правом;

- разобраться с понятием, сущностью и спецификой конституционно-правовых норм, институтов и конституционно-правовых отношений;

- уяснить систему источников конституционного права зарубежных стран;

- уяснить понятие конституционного права зарубежных стран как юридической науки и учебной дисциплины, их систему и источники.

 

Учебные вопросы:

 

1. Понятие конституционного права зарубежных стран как отрасли права. Предмет и методы правового регулирования конституционного права зарубежных стран.

2. Система конституционного права зарубежных стран.

3. Понятие конституционных правоотношений, их состав и предпосылки.

4. Понятие и виды источников конституционного права зарубежных стран.

5. Конституционное право зарубежных стран как наука: понятие, система, источники. Понятие и система конституционного права зарубежных стран как учебной дисциплины.

 

 

 

 

Термин «конституционное право» имеет три значения: отрасль действующего права, наука, учебная дисциплина.

Как отрасль права оно представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм (правил особого рода), содержащихся в конституциях, законах, декретах президента и т.д. и регулирующих основы устройства общества и государства, правового положения личности.

Как наука это совокупность различных теорий, учений, взглядов, гипотез по вопросам конституционного права, изложенных в книгах, статьях, научных докладах.

Как учебная дисциплина это предмет преподавания в высших учебных заведениях.

Понятие «конституционное право зарубежных стран» не означает особую отрасль права - такой отрасли нет. Существует конституционное право той или иной страны, и в каждой из них - свое (французское, индийское, конголезское, бразильское, австралийское и др.).[1]

Термины «конституционное право» и «государственное право» зачастую считаются синонимами, так как круг регулируемых соответ­ствующей отраслью права общественных отношений в странах, где употребляются тот или другой из указанных терминов, при­мерно одинаков. Выбор же термина обычно диктуется нацио­нальной традицией словоупотребления. Так, англо-саксонская и романская правовые системы традиционно пользуются термином «конституционное право», тогда как для германской системы характерно употребление термина «государственное право».[2]

Исторически сложилось так, что в странах где ведущую роль играли конституционно-правовые акты, акцентировавшие внимание на правах и свободах человека и закреплении их в конституциях – данная отрасль права называлась «конституционное право» (Великобритания, Франция). В странах, в которых конституционно-правовая наука придавала основополагающее значение развитию государства и его институтов, а также их правовому оформлению и закреплению (Германия), соответствующая отрасль получила название «государственное право».

Термин «государственное право» вошел и в русскоязычную литературу и науку, т.к. монархия в России по своим основным параметрам была ближе к государственной системе кайзеровской Германии, чем к парламентарной монархии Великобритании.

Нередко в литературе подчеркивается, что 2 эти термина идентичны, что это синонимы. Такое утверждение применимо к реалиям Германии, Швеции или Скандинавским странам, где «государственное право» постепенно слилось с термином «конституционное право». Однако некоторые западные авторы утверждают, что принципиальное различие сохранилось до сегодняшних дней: расстановка акцентов на приоритетных целях права.

Конституционное право, как отрасль права, в любом госу­дарстве является составной частью его национальной правовой системы, занимая в ней ведущее положение, т.к. именно с конституционного права начинается формирование все системы национального права. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им. Отличительная особенность конституционного права от других отраслей права заключается в регулировании отношений, скла­дывающихся во многих важнейших сферах жизнедеятельности общества (политической, экономической, социальной и др.).

Наиболее важными параметрами характеристики любой отрасли права являются ее предмет, методы, система и источники.

Предметомконституционного права являются те общественные отношения, которые регулируются его нормами:

1) отношения между человеком и государством;

2) основы конституционного строя;

3) устройство государства;

4) форма правления.

Для разграничения отраслей права немаловажное значе­ние имеет методправового регулирования, под которым до­нимается совокупность приемов и способов правового воздей­ствия на соответствующие общественные отношения.

В конституционном праве эти методы разнообразны и за­висят от характера предмета правового регулирования. К ним можно отнести два основных:

- императивный (метод властных предписаний, субордина­ции, основанный на запретах, обязанностях, ответственности);(преобладающий)

- диспозитивный(метод равноправия сторон, координа­ции, основанный на дозволениях).

В свою очередь они подразделяются на следующие спосо­бы воздействия:

1) дозволение(применяется преимущественно к регули­рованию статуса человека и гражданина и определению ком­петенции государственных органов);

2) связывание(касается организаций власти, исполнения долга гражданина перед государством);

3) запрещение(относится к действиям, нарушающим права и свободы человека, посягающим на государственные, обще­ственные интересы).

Особенностью конституционных методов правового регулирования является достаточно часто встречающееся неравенство сторон — участников кон­ституционного правоотношения, подразумевающее подчине­ние одной стороны другой.(Например, возложение государ­ством на гражданина конституционных обязанностей.)