Модуль 3. Стратегический выбор.

SWOT (сила, слабость, возможность, угроза) - анализ.

SWOT-анализ является завершающим этапом стратегического анализа (первой стадии процесса разработки стратегии организации), он дает возможность систематизировать слабые стороны организации и внешние угрозы, сильные стороны и новые возможности организации; сформулировать ключевые задачи деятельности организации и определить, на какие элементы SWOT, в – первую очередь, необходимо обратить внимание и разработать специальные стратегии.

Сила - это то, в чем компания преуспела, или какая-то особенность, предоставляющая ей дополнительные возможности. Сила компании может заключаться в большом опыте, навыках, достижениях, которые дают преимущества на рынке (лучшие товары и обслуживание, совершенная технология, товарная марка), являться результатом создания альянса или совместного предприятия.

Слабость - это отсутствие чего-то важного для функционирования компании, то, чего ей не удается сделать или то, что ставит ее в неблагоприятные условия.

Этот анализ можно представить в виде стратегического баланса, в котором сильные стороны - актив, а слабые - пассив. Задача состоит в том, как использовать сильные стороны и склонить стратегический баланс в сторону активов. Сильные стороны могут быть использованы в качестве основы для формирования стратегии и конкурентного преимущества, которая, в свою очередь, должна быть направлена на устранение слабых сторон.

При разработке стратегии надо опираться на то, за счет чего компания преуспевает: ее опыт, сильные стороны, главные достоинства и важнейшие конкурентные возможности. Главными достоинствами компании могут быть: высокое производственное мастерство, обеспечивающее выпуск продукции высокого качества; ноу-хау в создании и функционировании систем быстрого и четкого выполнения заказов; возможность обеспечить лучшее послепродажное обслуживание; способность находить удачные места для розничной продажи товаров; лучшие способности по организации продаж и демонстрации товаров; владение в совершенстве важной технологией; опыт в объединении множества технологий для создания целых семейств новых товаров Стратегию компании во многом определяют рыночные возможности. Оценивая возможности отрасли, необходимо учитывать, что интересы отрасли и интересы компании не всегда совпадают. Не каждая компания имеет достаточно прочные позиции, чтобы использовать все существующие в отрасли возможности. Слабые и сильные стороны компании, а так же способность конкурировать позволяют ей использовать одни возможности лучше, чем другие. Наиболее выгодными для фирмы являются возможности отрасли, обеспечивающие максимальный рост прибыли, способствующие приобретению наибольших конкурентных преимуществ, и являющиеся приемлемыми в финансовом отношении. Для благосостояния фирмы определенные факторы внешней среды могут представлять угрозу: появление более дешевых технологий, производство новых продуктов, проникновение в отрасль иностранных конкурентов с низкими издержками, неблагоприятные изменения курсов иностранных валют, возможность поглощения более крупной фирмой, повышение процентных ставок и др. Возможности и угрозы не только влияют на положение компании, но и указывают на необходимость стратегических изменений.

Пример.SWOT- анализ туристической фирмы

Сила Слабость
Четкая стратегия действий Лидер среди туроператоров Квалифицированные кадры с большим опытом работы в турбизнесе Повышение качества туров, пользующихся спросом, без увеличения стоимости путевок Налаженная технология работы с агентствами, а также высокие комиссионные Статус надежного партнера Эффективная реклама (каталоги, видеоролики и т.д.) Недостаточное количество региональных агентств Узкая продуктовая стратегия (предлагают поездки только с целью обучения)
Возможности Угрозы
Переход на продажу групповых туров через региональные агентства Расширение продуктовой линии (как обучение, так и отдых) Повышение качества туров за счет совершенствования маршрута, улучшение обслуживающего персонала принимающей стороны Увеличение количества путевок и повышение прибыли Подключение всех региональных агентств фирмы к сети Internet для удобства бронирования туров, повышения качества обслуживания клиентов Снижение объемов реализации услуг в связи с изменением вкусов потребителей Изменение курса валют; Общий спад в экономике России Увеличение стоимости лицензии на право заниматься выездным туризмом, налогов, транспортных услуг, изменение политической ситуации за рубежом Усиление конкуренции со стороны существующих фирм

вопросы для самоконтроля.

1.Какое влияние оказывают различные факторы внешней среды на организацию?

2.Каким образом взаимосвязаны между собой факторы воздействия макроокружения (объясните на примере)?

3.Что такое демография и почему она важна для макроэкономического анализа?

4. Что означает термин «микросреда»?

5.Какова цель отраслевого анализа?

6.Каковы недостатки 5-факторной модели отраслевого анализа?

7.Каковы основные преимущества ресурсной модели отраслевого анализа?

8.Какие факторы являются движущими силами в кондитерской промышленности, в отрасли по производству бытовой техники, в гостиничном бизнесе?


 

Глава 4. Определение стратегических вариантов.

Вторая стадия стратегического процесса – рассмотрение всех имеющихся альтернативных вариантов и принятия решения о выборе того или иного варианта стратегии. На основе данных стратегического анализа составляются альтернативные варианты, подходящие для исследуемой организации, затем каждый вариант оценивается по ряду критериев, и выбирают наиболее приемлемый вариант.