Отраслевые и рыночные ключевые факторы успеха (КФУ).

Это факторы, имеющие решающее значение для повышения конкурентоспособности и финансового успеха организации в определенных отраслях или рынках. КФУ различны для определенных отраслей и рынков, а в одной и той же отрасли меняются в зависимости от ситуации.

Основные типы ключевых факторов успеха

1. КФУ, зависящие от технологии:

· качество проводимых научных исследований, (медицина и др. высокотехнологичные отрасли);

· возможность вложения средств в разработку технологии, научные исследования;

· возможность разработки новых товаров;

· степень овладения соответствующими технологиями.

2. КФУ, относящиеся к производству:

· низкая себестоимость продукции;

· качество продукции;

· высокий коэффициент использования производственных мощностей (для капиталоемких отраслей);

· выгодное размещение предприятия с точки зрения экономии транспортных расходов, доступа к квалифицированной рабочей силе;

· высокая производительность труда (для трудоемких отраслей);

· возможность выполнения заказов потребителей.

3. КФУ, относящиеся к реализации продукции:

· широкая сеть оптовых дистрибьюторов/ дилеров;

· широкий доступ к сети розничной торговли;

· наличие точек розничной торговли, принадлежащих компании;

· низкие расходы по реализации;

· быстрая доставка.

4. КФУ, относящиеся к маркетингу:

· высокая квалификация сотрудников;

· доступная для клиентов система послепродажного обслуживания;

· своевременное и точное исполнение заказов покупателей;

· разнообразие видов продукции;

· привлекательный дизайн, упаковка;

· гарантии для покупателей (особенно при реализации новой продукции).

5. КФУ, относящиеся к профессиональным навыкам:

· особый талант;

· ноу-хау в области контроля за качеством;

· компетентность в области дизайна (текстильная, обувная промышленность и др.);

· степень овладения определенной технологией;

· способность создавать эффективную рекламу.

6. КФУ, связанные с организационными возможностями:

· уровень информационных систем (авиаперевозки, аренда машин, гостиничный бизнес и др.);

· способность быстро реагировать на изменяющуюся рыночную ситуацию;

· большой опыт в области менеджмента.

7. Прочие КФУ:

· репутация фирмы;

· низкая себестоимость (общая);

· выгодное расположение (для розничной торговли);

· доступ на финансовые рынки;

· приятные в общении служащие;

· наличие патентов.

В определенный момент времени для конкретной отрасли можно выделить 3-4 КФУ.

Пример: КФУ для предприятий пивоваренной отрасли: коэффициент использования производственных мощностей - 100%, сеть оптовых дистрибьюторов (для обеспечения доступа к максимально возможному числу торговых точек), хорошо продуманная реклама;

КФУ для предприятий текстильной отрасли: дизайн и расцветка продукции, низкий уровень производственных затрат;

КФУ для предприятий фармацевтической промышленности: качество проводимых научных исследований, разработка новых препаратов и качество продукции;

КФУ для рынков, свободно продающихся лекарств, - реклама и сотрудничество с розничными фармацевтическими группами;

КФУ для рынков лекарств, доступных только по врачебному предписанию,- показатели клинических испытаний, сотрудничество с медиками и государством.

Это завершающий этап анализа отрасли и конкурентной ситуации.