Расчет аналитических коэффициентов
Заканчивающийся 31 декабря 1983 г.
Валовой объем продаж Возмещения и скидки Объем продаж-нетто | 65000 долл. - 5000 долл. 60000 долл. | ||
Себестоимость реализованных товаров: | |||
Себестоимость товарных запасов, имевшихся на 1 января 1983 г. | 12000 долл. | ||
Валовой объем закупок Скидки со стоимости закупок | 33000 долл. -3000 долл. | ||
Объем закупок-нетто Стоимость доставки товаров | 30000 долл. +2000 долл. | ||
Стоимость закупок-нетто с доставкой | 32000 долл. | ||
Общая себестоимость товаров, имевшихся для продажи | 44000 долл. | ||
Себестоимость товарных остатков на 31 декабря 1983 г. | -9000 долл. | ||
Себестоимость реализованных товаров | 35000 долл. | ||
Валовая прибыль | 25000 долл. | ||
Издержки: Торговые издержки: | |||
Организация сбыта, заработная плата, комиссионные | 8000 долл. | ||
Реклама | 1000 долл. | ||
Доставка товаров клиентам | 1000 долл. | ||
Всего торговых издержек | 10000 долл. | ||
Административные накладные расходы: | |||
Жалованье служащих | 4000 долл. | ||
Канцелярские товары | 1000 долл. | ||
Разное (услуги стороннего консультанта) | 1000 долл. | ||
Всего накладных расходов | 6000 долл. | ||
Общефирменные издержки: | |||
Арендная плата | 2000 долл. | ||
Плата за отопление, электроэнергию, телефон | 1000 долл. | ||
Разное (страховка, отчисления за амортизацию) | 1000 долл. | ||
Всего общефирменных издержек | 4000 долл. | ||
Общая сумма издержек | 20000 долл. | ||
Чистая прибыль | 5000 долл. |
Отчет о результатах хозяйственной деятельности содержит данные, необходимые для выведения нескольких ключевых коэффициентов. Обычно это так называемые операционные коэффициенты, т.е. процентные отношения отдельных показателей отчета к сумме продаж-нетто, которые дают предпринимателям возможность сравнивать достижения текущего года с результатами предшествующего (или показатели конкурентов с показателями отрасли за один и тот же год) для определения степени успеха фирмы. Чаще всего рассчитывают такие операционные коэффициенты, как доля валовой прибыли, доля чистой прибыли, доля эксплуатационных расходов, а также доля возмещений и скидок.
Еще одним полезным с точки зрения аналитической работы коэффициентом служит показатель интенсивности оборачиваемости товарных запасов. Интенсивность оборачиваемости товарных запасов ¾ это число раз полного возобновления или полной распродажи товаров в течение определенного отрезка времени (обычно в течение года). Этот показатель можно рассчитывать на основе суммы себестоимости товаров, суммы продажной цены товаров или количества проданных товарных единиц.
КОЭФФИЦИЕНТ ФОРМУЛА РАСЧЕТА | РАСЧЕТ ПО ДАННЫМ ОТЧЕТА |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
Формула расчета может иметь следующий вид:
Произведем расчет по первой формуле:
Это означает, что товарный запас в магазине Парсонса в течение 1983 г. полностью возобновляется 3,3 раза. Обычно чем выше показатель интенсивности оборачиваемости товарных запасов, тем выше эффективность руководства фирмой и ее рентабельность.
В качестве критерия оценки эффективности руководства часто пользуются показателем нормы прибыли на вложенный капитал, который рассчитывают на основе данных, содержащихся в отчете о результатах хозяйственной деятельности и балансовом отчете фирмы. Чаще всего для расчета этого показателя пользуются следующей формулой:
При рассмотрении этой формулы возникают два вопроса. Во-первых, зачем пользоваться двухступенчатой процедурой, если норму прибыли на вложенный капитал можно вывести как простое отношение чистой прибыли к вложенному капиталу? И во-вторых, что конкретно имеют в виду под «вложенным капиталом»?
Обоснование для ответа на первый вопрос можно получить, выяснив, каким образом сказывается каждый из составляющих элементов формулы на показателе нормы прибыли. Предположим, Парсонс рассчитывал норму прибыли на вложенный капитал следующим образом:
Если бы Парсонс считал, что увеличение принадлежащей ему доли рынка одежды даст ему определенные маркетинговые преимущества, он, возможно, добился бы той же самой нормы прибыли на вложенный капитал, удвоив объем продаж при неизменных уровнях прибыли и капиталовложений (за счет снижения коэффициента прибыли при одновременном росте товарооборота и доли рынка):
Увеличения нормы прибыли на вложенный капитал Парсонс мог бы добиться за счет роста чистой прибыли, осуществляя более совершенное планирование маркетинга, его претворение в жизнь и более эффективный контроль:
Еще одним способом увеличения нормы прибыли на вложенный капитал является изыскание пути сокращения капиталовложений (возможно, за счет сокращения Парсонсом среднего объема своих товарных запасов) при сохранении прежних уровней объема продаж и прибыли:
А что же имеют в виду под «вложенным капиталом» в формуле расчета нормы прибыли на вложенный капитал? Нередко думают, что «вложенный капитал» ¾ это вся сумма активов фирмы. Однако сегодня многие исследователи при оценке эффективности системы управления фирмой берут для расчета нормы прибыли другие исходные данные. Одни ведут расчеты нормы прибыли на вложенный капитал в виде нетто-активов фирмы, другие ¾ в виде акционерного капитала, третьи ¾ в виде оборотного капитала. Поскольку объем капиталовложений замеряется в определенный момент времени, норму прибыли на вложенный капитал рассчитывают на основе средней суммы капиталовложений между двумя моментами времени (например, между 1 января и 31 декабря одного и того же года). Норму прибыли на вложенный капитал можно также рассчитывать в виде «внутренней нормы» на основе анализа будущих поступлений наличными, приведенными в оценке настоящего времени (подробно об этом методе см. в любом учебнике по проблемам финансирования). Цель всех этих замеров состоит в выяснении, сколь эффективно использует фирма свои ресурсы. По мере роста инфляции, конкурентного давления и стоимости капитала подобные замеры служат важным барометром маркетинга и эффективности системы управления фирмой.