Финансовый аспект

Наличие денег или их отсутствие является центральным вопросом стратегического развития любой организации не зависимо от ее размера. При анализе положения организации главным вопросом является – способна ли организация финансировать свои стратегии. Финансовая информация позволяет получить количественную оценку деятельности организации через определенные показатели.( табл. 2.5.)

Таблица 2.5.

Показатели, характеризующие финансовый аспект деятельности организации

Наименование группы показателей Перечень возможных показателей
Рост выручки • объем продаж и доля рынка; • количество новых продуктов или новое примене­ние уже существующих продуктов и услуг; • количество новых потребителей и рынков; • количество новых каналов, по которым распро­страняется продукция на рынке; дифференциа­ция услуг, способов доставки и цен; • количество новых ценовых стратегий; • выручка в расчете на одного работника.
Управление затратами • сокращение затрат в расчете на единицу; • доля используемых низкозатратных бизнес-про­цессов;
Использование активов · Экономическая прибыль (экономическая добавленная стоимость) оптимальная оборачиваемость активов; · cashtocashcycle (длительность финансового ци­кла или цикла обращения денежных средств, то есть это время, в течение которого денеж­ные средства отвлечены из оборота); · отдача собственного капитала (returnoncapital); · производительность, эффективность (рентабельность продаж, рентабельность инвестированного капитала и т.д.)

В последние годы в зарубежных изданиях все большее внимание уделяется подходам к оценке эффективности деятельности предприятия. Среди таких подходов - подход, основанный на построении сбалансированных счетных карт (BalancedScoreCards-BSC) и определении эффективности бизнеса на основе анализа различных его сторон, отраженных в сбалансированных картах, другой подход – определение того, насколько рентабельным является бизнес с позиции собственников предприятия. Задача определения рентабельности решается путем расчета показателя экономической добавленной стоимости. Этот показатель в зарубежной литературе обозначается EVA (economicvalueadded). В отечественной литературе он пока описан мало. Кроме того, этот же показатель является очень важным при разработке стратегии преприятия.

Именно в силу его значимости для оценки будущей эфективности деятельности предприятия рассмотрим этот показатель более подробно.

Экономическая добавленная стоимость (EVA) представляет собой прибыль предприятия от обычной деятельности за вычетом налогов, уменьшенная на величину платы за весь инвестированный в предприятие капитал.

Как видно из определения показатель применяется для оценки эффективности деятельности предприятия с позиции разработчиков стратегии, которые считают, что деятельность предприятия будет иметь положительный результат в случае, если предприятию удаться заработать больше, чем составит доходность альтернативных вложений. Этим объясняется тот факт, что при расчете EVA из суммы прибыли вычитается не только плата за пользование заемными средствами, но и собственным капиталом. Можно утверждать, что такой подход в большей степени является экономическим, нежели бухгалтерским.

Практически показатель EVA рассчитывается следующим образом:

 

 


Развивая формулу (1), можно показать расчет EVA следующим образом:

 

EVA= P –T – IC*WACC=NP– IC*WACC (2)

 

Разделим обе части уравнения (2) на ICи учитывая, что (P –T)=NP, получим:

 

EVA/ IC =NP/ IC – IC*WACC/ IC = IC*WACC (3)

 

где:P – прибыль от обычной деятельности;

T – налоги и другие обязательные платежи;

IC – инвестированный в предприятие капитал;

WACC – средневзвешенная цена капитала;

NP – чистая прибыль.

 

Иначе:

 

EVA= (NP/IC – WACC)*IC= (ROI – WACC)*IC, (4)

 

где: NP/IC = ROI­– рентабельность капитала, инвестированного в предприятие.

 

Из формулы (3) следует, что важную роль при расчете показателя EVA играют структура источников финансовых ресурсов предприятия и цена источников.

EVA позволяет ответить на вопрос разработчиков стратегии: какой вид финансирования (собственное или заемное) и какой размер капитала необходим для получения определенного значения прибыли.

С другой стороны, EVA будет определять линию поведения собственников предприятия, направляя капиталы инвесторов в предприятие или наоборот, способствуя оттоку их на предприятия, позволяющие обеспечить более высокие показатели доходности.

В формулах 1-4 для определения показателя EVA требуется знать средневзвешенную цену капитала WACC.

Средневзвешенную цену капитала можно рассчитать по следующей формуле:

WACC
= PЗК*dЗК + PСК*dСК, (5)

 

где: PЗК – цена заемного капитала;

dЗК– доля заемного капитала в структуре капитала;

PСК – цена собственного капитала;

dСК– доля собственного капитала в структуре капитала.

 

Сущность EVA проявляется в том, что этот показатель отражает прибавление стоимости к рыночной стоимости предприятия и оценку эффективности деятельности предприятия через определение того, как это предприятие оценивается рынком.

Из этого следует и другой важный показатель:

 

Рыночная стоимость предприятия= чистые активы (по балансовой стоимости) + EVA будущих периодов, приведенная к настоящему моменту времени (6)

 

В соответствии с формулой (6) рыночная стоимость предприятия может превышать или быть меньше балансовой стоимости чистых активов в зависимости от будущих прибылей предприятия.

Таким образом, при разработке стратегии можно прогнозировать поведение собственников организации.

Значение EVA определяет поведение собственников предприятия по отношению к инвестированию в данное предприятие.

Рассмотрим следующие три варианта взаимоотношений значения показателя EVA с поведением собственников:

1. EVA= 0, т.е. WACC= ROI и рыночная стоимость предприятия равна балансовой стоимости чистых активов. В этом случае рыночный выигрыш собственника при вложении в данное предприятие равен нулю, поэтому он равно выигрывает, продолжая операции в данном предприятии или вкладывая средства в банковские депозиты.

2. EVA>0 означает прирост рыночной стоимости предприятия над балансовой стоимостью чистых активов, что стимулирует собственников к дальнейшему вложению средств в предприятие.

3. 3. EVA<0 ведет к уменьшению рыночной стоимости предприятия. В этом случае собственники теряют вложенный в предприятие капитал за счет потери альтернативной доходности.

Из зависимости между рыночной стоимостью предприятия и значениями EVA вытекает то, что предприятие должно планировать будущие значения EVA для направления действий собственников по инвестированию своих средств.

Ожидание будущих значений EVA оказывает существенное влияние на рост цены акций предприятия. Если ожидания противоречивы, будет колебаться цена акций, и в краткосрочном плане невозможно будет провести четкую зависимость между значениями EVA и ценой акций предприятия. Поэтому задача планирования прибыли, а вместе с ней планирования структуры и цены капитала является первоочередной задачей менеджмента предприятия. Чем более профессиональным является руководство предприятия, тем, при прочих равных, выше значения показателя EVA и точность планирования. Именно этим объясняется тот факт, что на крупных западных предприятиях значения EVA выступают основой премий менеджеров, которые становятся более заинтересованными в росте прибыльности предприятия и росте EVA. В этой связи EVA выступает основой мотивации.

Концепция EVA часто используется западными компаниями как более совершенный инструмент измерения эффективности деятельности подразделений, нежели чистая прибыль. Такой выбор объясняется тем, то EVA оценивает не только конечный результат, но и то, какой ценой он был получен (т.е. какой объем капитала и по какой цене использовался).

Возвращаясь к формуле (1), можно наметить пути повышения показателя EVA:

1. Увеличение прибыли при использовании прежнего объема капитала;

2. Уменьшение объема используемого капитала при сохранении прибыли на прежнем уровне;

3. Уменьшение расходов на привлечение капитала.

Отдельно можно выделить уменьшение сумм налогов и других обязательных платежей в рамках налогового планирования, используя различные, допускаемые законодательством РФ, схемы.

Обозначенные пути повышения EVA реализуются в конкретных проводимых предприятиями мероприятиях. Если показатель EVA выбран предприятием в качестве критерия оценки эффективности своей деятельности, то задача состоит в том, чтобы повысить значение этого критерия. Такое повышение происходит как в рамках реорганизации предприятия (см. таблицу 1), так и в рамках текущей управленческой деятельности.

Таблица 1: Мероприятия, направленные на повышение эффективности деятельности предприятия

Критерий оценки эффективности Цель преобразований Основные виды организационных преобразований
Рост EVA 1. Увеличение прибыли при использовании прежнего объема капитала a) Освоение новых видов продукции (работ, услуг); b) Освоение новых рынков (новых сегментов рынка); c) Освоение более рентабельных смежных звеньев производствен-но - технологической цепочки.
2. Уменьшение объема используемого капитала при сохранении прибыли на прежнем уровне Ликвидация убыточных или недостаточно прибыльных сфер деятельности (в т.ч. ликвидация предприятия)
3. Уменьшение расходов на привлечение капитала Изменение структуры капитала предприятия

В целом, подводя итог, можно обозначить роль, которую играет показатель экономической добавленной стоимости в оценке эффективности деятельности предприятия:

· EVA выступает как инструмент, позволяющий измерить действительную прибыльность предприятия, а также управлять им с позиции его собственников;

· EVA- это также инструмент, показывающий руководителям предприятия.каким образом они могут повлиять на прибыльность;

· ЕVA отражает альтернативный подход к концепции прибыльности (переход от расчета рентабельности инвестированного капитала (ROI), измеряемой в процентном выражении, к расчету экономической добавленной стоимости (EVA), измеряемой в денежном выражении);

· EVA выступает инструментом мотивации менеджеров предприятия;

· EVA повышает прибыльность в основном за счет улучшения использования капитала, а не за счет направления основных усилий на уменьшение затрат на пользование капиталом.

Таким образом, что использование показателя EVA в стратегическом менеджменте способствует повышению качества разрабатываемой стратегии и её реализации.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основные цели внутреннего анализа?

2. Почему многие авторы работ по стратегическому менеджменту считают, что внутренний анализ намного важнее внешнего анализа? Вы согласны с этой точкой зрения?

3. Дайте определение понятий «ресурсы», «компетенции» и «стержневые компетенции» и объясните взаимосвязь между ними.

4. Дайте определение основных и вспомогательных видов деятельности и объясните отношения между ними.

5. Что можно считать основными видами деятельности и как они соотносятся со стержневыми компетенциями?

6. Почему человеческие ресурсы важны для организации?

7. Какова цель аудита человеческих ресурсов?

8. Что определяет культуру организации?

9. Какое значение имеет культура для организации?

10. Какие составляющие включают систему сбалансированных показателей?

11. Почему деньги играют важную роль для организации?

12. Что такое экономическая добавляемая стоимость?

13. какие показатели характеризуют внутренние бизнес – процессы?

 

Глава 3.Анализ внешнего окружения.

Бизнес действует в пределах нескольких уровней внешней среды ( рис 3.1).

Внешняя среда на уровне задач охватывает потребителей, поставщиков и конкурентов, составляющих непосредственное окружение организации. Большая часть видов деятельности или принимаемых решений организации связана именно с этим уровнем. На этом уровне внешняя среда специфична для каждой организации.

Внешняя среда на уровне отрасли (конкурентная среда) непосредственно влияет на большинство конкурентов, но с разной интенсивностью. Например, угроза появления товаров-заменителей может быть основной заботой конкурентов в одном сегменте отрасли, но воспринимается гораздо слабее в других сегментах.

 

Макросреда – это самая широкая и самая сложная область, воздействующая на организацию.

Аспекты макросреды, оказывающие существенное влияние на организацию, составляют значимую внешнюю среду. Например, для организаций, выпускающих потребительские товары, важное значение имеют демография и стили жизни; а для организаций, выпускающих промышленную продукцию, эти параметры менее значимы.