Свойства отношений.

Отсутствие кортежей-дубликатов. Из этого свойства вытекает наличие у каждого кортежа первичного ключа. Для каждого отношения, по крайней мере, полный набор его атрибутов является первичным ключом. Однако, при определении первичного ключа должно соблюдаться требование "минимальности", т.е. в него не должны входить те атрибуты, которые можно отбросить без ущерба для основного свойства первичного ключа - однозначно определять кортеж.

Отсутствие упорядоченности кортежей.

Отсутствие упорядоченности атрибутов. Для ссылки на значение атрибута всегда используется имя атрибута.

Атомарность значений атрибутов, т.е. среди значений домена не могут содержаться множества значений (отношения).

Реляционные базы данных состоят из нескольких таблиц, связь между которыми устанавливается с помощью совпадающих полей. Каждая запись в таблицах идентифицирует один объект. Отношение между объектами определяет отношение между таблицами. Существует 4 типа отношений:

Отношение «один-к-одному» (1:1)означает, что каждая запись в одной таблице соответствует только одной записи в другой таблице.

Отношение «один-ко-многим» (1 :М)означает, что каждой записи в одной таблице соответствует одна или несколько записей в другой таблице.

Отношение «многие-ко-одному» (М:1)аналогично рассмотренному ранее типу. Тип отношения между объектами зависит от вашей точки зрения.

Отношение «многие-ко-многим» (М:М).возникает между двумя таблицами в тех случаях, когда:

В большинстве случаев любые две таблицы связаны отношением «один-ко-многим». Это означает, что любая запись в первой таблице может быть связана с несколькими записями во второй, однако любая запись второй таблицы связана только с одной записью в первой.

Пример 9. Дана совокупность информационных объектов, отражающих учебный процесс в вузе:

СТУДЕНТ (Номер, Фамилия, Имя, Отчество, Пол, Дата рождения, Группа) СЕССИЯ (Номер, Оценка1, Оценка2, ОценкаЗ, Оценка4, Результат) СТИПЕНДИЯ (Результат, Процент) ПРЕПОДАВАТЕЛЬ (Код преподавателя. Фамилия, Имя, Отчество)

Связь один к одному (1:1) предполагает, что в каждый момент времени одному экземпляру информационного объекта А соответствует не более одного экземпляра информационного объекта В и наоборот. Рисунок 5.7 иллюстрирует указанный тип отношения.

Рисунок 5.7. Графическое изображение реального отношения 1:1

Пример 10. Примером связи 1:1 может служить связь между информационными объектами СТУДЕНТ и СЕССИЯ:

СТУДЕНТ<–> СЕССИЯ Каждый студент имеет определенный набор экзаменационных оценок в сессию.

При связи один ко многим (1:М) одному экземпляру информационного объекта А соответствует 0, 1 или более экземпляров объектаВ, но каждый экземпляр объекта В свя­зан не более чем с 1 экземпляром объекта А. Графически данное соответствие имеет вид, представленный на рисунок 5.8.

Рисунок 5.8. Графическое изображение реального отношения 1 :М

Пример 11. Примером связи 1 :М служит связь между информационными объекта­ми СТИПЕНДИЯ и СЕССИЯ:

СТИПЕНДИЯ <-» СЕССИЯ

Установленный размер стипендии по результатам сдачи сессии может повторяться многократно для различных студентов.

Связь многие ко многим (М:М) предполагает, что в каждый момент времени одному экземпляру информационного объекта А соответствует 0, 1 или более экземпляров объекта В и наоборот. На рисунке 5.9 графически представлено указанное соответствие.

Рисунок 5.9. Графическое изображение реального отношения М:М

Пример 12. Примером данного отношения служит связь между информационны­ми объектами СТУДЕНТ и ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

СТУДЕНТ «-» ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Один студент обучается у многих преподавателей, один преподаватель обучает многих студентов.