УРАВНЕНИЕ МОМЕНТОВ СИЛ, ПРИЛОЖЕННЫХ К ГИДРОПЕРЕДАЧЕ
При установившемся режиме работы гидромуфты сумма моментов внешних сил равна нулю.
Со стороны двигателя к входному валу приложен внешний момент Afi, к выходному валу — момент сопротивления Mi потребителя. Кроме того, должен быть учтен момент трения Afa вращающегося корпуса об окружающую среду, т. е.
Mi - Mi - Мв = 0.
Момент Afi передается потребителю без изменения, так как момент Мв обычно мал. Таким образом,
Ml » Mi = М.
Главная часть момента М, которую обозначим А/п, передается турбинному колесу потоком жидкости, обтекающим лопастные системы. Момент Мп равен изменению момента количества движения потока, вызванному воздействием лопастей. В гидромуфтах устанавливают плоские радиальные лопасти. Согласно схемам кинематики потока на границах лопастных систем момент, передаваемый от двигателя и необходимый для увеличения момента количества движения потока в насосном колесе,
Afn = рб (Уц2ДЙ2 - Vu2TRl),
где р — плотность жидкости, кг/м3; Q — подача насоса, м^с; у,дд v„2T— составляющие скорости потока в точках 1Н и IT, м/с; R\, Rz— радиусы на входе в колесо и на выходе из него, м.
Уравнение показывает, что момент Мп пропорционален подаче 0 и увеличению момента скорости потока (увеличению его закрутки) — VuR.
Небольшая часть момента Мф передается трением. Жидкость в зазоре между корпусом и поверхностью турбинного колеса увлекается во вращение трением о корпус и тормозится при трении о поверхности, сообщая некоторый момент выходному валу. Момент передается и посредством трения в подшипниках и уплотнении. Таким образом,
Если момент Afi двигателя, приложенный к входному валу, увеличивается до момента Мг на выходном валу, то гидротрансформатор работает в типичном режиме. Насосное колесо, используя момент Afi, увеличивает момент количества движения потока. Это выражается в том, что момент скорости потока (его закрутка) увеличивается от значения VulpRip на выходе из реактора до Уи2дК2Я за насосным колесом. Тогда
Afi = р Q (yulHRiH - vvipRip)-
Если лопасти реактора также увеличивают закрутку потока, т. е. если ^uZpRiP > ^u2'rR'lT, то общее приращение момента количества движения потока
Afi + Мз = pQ (yulHRiH-^uiTRn),
1де Aft — момент на неподвижном лопастном колесе редуктора, воспринимаемый корпусом.
В турбинном колесе закрутка уменьшается от Vu2HS2H перед входом в него до ^viTRiT, и оно получает возможность преодолевать момент сопротивления.
—М-1 =pQ (Уи2тР2Т~ VvlffRlH),
равный по величине суммарному моменту насоса и реактора, т. е.
Afi + Мз - Mi = 0.
Следовательно, гидротрансформатор развивает на выходном валу момент Мг, больший, чем момент, которым он сам нагружает двигатель, и выполняет функции редуктора.