II. Вторым звеном местных (региональных) финансов являются территориальные внебюджетные фонды.
Расходы региональных бюджетов
Определяющее направление деятельности региональных органов власти - разработка и осуществление планов экономического и социального развития. Структура расходов отдельных видов региональных бюджетов не одинакова и зависит от объема местного хозяйства.
Областным и городским органам власти подчинена подавляющая часть предприятий жилищно-бытового хозяйства, поэтому удельный вес ассигнований на эти цели в расходах бюджетов наиболее значителен.
В ведении районных, поселковых и сельских органов находятся социально-культурные учреждения, где в бюджетах подавляющая часть расходов приходится на финансирование социально-культурных мероприятий.
Помимо выше перечисленных расходов региональные бюджеты тратят свои финансовые ресурсы на капитальные вложения, содержание органов власти и управления и прочих расходы.
Внебюджетные фонды региона формируются:
- добровольные взносы и пожертвования граждан, предприятий, организаций;
- доходов от местных займов и денежно-вещевых лотерей, аукционов.
Фонды создаются на основании решений региональных представительных органов. В соответствии с их решением внебюджетным фондам открываются в банках специальные счета.
Средства фондов расходуются:
- строительство объектов социально-бытового назначения;
- расходы по благоустройству;
- затраты, связанные с увеличением текущих расходов бюджета, при невыполнении планового размера доходов.
Средства, полученные за счет взносов предприятий, могут использоваться на создание и содержание объектов обще регионального назначения.
Создание фондов развития местного хозяйства в населенных пунктах содействует:
- концентрации средств предприятий и региональных органов на развитие социально-бытовой инфраструктуры;
- усилению материальной заинтересованности региональных органов в результатах хозяйственной деятельности;
- укреплению финансовых ресурсов региональных органов власти, что придает необходимую устойчивость их финансовой базе;
- усилению экономической связи региональных органов с предприятиями, расположенными на подведомственной им территории;
- освобождению предприятий от выполнения не свойственных им функций по развитию местного хозяйства;
- расширению финансовых возможностей региональных органов для ликвидации диспропорций между производственной и непроизводственной сферами;
- росту влияния региональных органов на развитие отдельных отраслей инфраструктуры, повышение технического уровня подведомственных предприятий, организаций и учреждений, что создает необходимые условия для их динамичного развития;
- повышению уровня обслуживания и совершенствованию услуг, оказываемых населению.