II. Стадия взимания налогов в условиях существования государства

Иначе обстояло дело с пошлинами и прочими косвенными сборами, которые взимались с торговцев и купцов с заходившим в порты судов, у городских ворот и на рынках в расчете на ввозимые, складируемые и предлагаемые к продаже товары. Эти косвенные налоги являлись древнейшими сборами.

I. Ранняя стадия налогов

Основные стадии развития налогов

В отношении ранних стадий общественного развития совсем непросто говорить о государстве, тем более о налоге или едином процессе развития налогообложения. В лучшем случае можно высказываться лишь о некоторых типичных формах сборов, приношений или услуг, которые оказывались или должны были оказываться общине, властителю или богу. Одной из таких архаичных начальных форм налогообложения было жертвоприношение. Теоретически принесение жертвы базируется на доброй воле, но всем известно, как быстро заканчивается добровольное начало, становясь принуждением, неписаным законом, когда жертва ожидается, то есть если отказ от нее будет кем-то плохо воспринят или даже вызовет гнев богов. В классической Греции, когда существовали города-государства с демократическими конституциями, равно как и в республиканском Риме, жертвоприношения для храмов и богов были наиболее важными, если вообще не прямым единственным сбором с граждан. В своем большинстве храмы были богатыми и располагали значительными доходами и состоянием, совсем также как монастыри полторы тысячи лет спустя, существовавшие в основном за счет сборов. И сегодня каждый волен, решать по-своему, что же такое так называемый церковный налог: членский взнос, регулярная жертва или налог, ибо никто не обязан платить этот налог, если только он решится выйти из церкви своего вероучения.

В классическом древнем мире, в Риме или Афинах, Спарте или Фивах, прямые налоги, за исключением, пожалуй, тяжелых времен, взимались лишь в редких случаях.

Разделение на прямые и косвенные налоги имеет принципиальное значение. В случае с прямыми налогами речь идет о том, чтобы конкретно определить способность лиц осуществлять налоговые платежи, напрямую обложить налогом лицо, предприятие, организацию. С косвенными налогами дело обстоит иначе. Здесь пытаются достичь той же цели косвенными путями и более тонким способом: обложить товары налогами, которые будут взиматься с тех лиц, которые считаются способными нести налоговое бремя, поскольку они в состоянии приобрести товары.

Постепенно окрепло и расширилось государство, распространило систему государственного управления с отдельных областей на всю страну, начало осуществлять свое вмешательство в экономику и деятельность транспорта, в строительство, культуру, образование, в сферу поступления доходов, а также образования собственности и имущества. Для выполнения государством своих функций требовалось больше налогов.

В этой связи дать государству средства, позволяющие предоставить гражданам то, что они ожидают: хорошо развитую сеть дорог, безукоризненную систему управления, широкую совокупность нормально действующих правовых норм, социальное обеспечение и государственное попечение, школы, больницы и многое другое, может только достаточное благосостояние самих граждан государства. Только всеобщее благосостояние могло привести к формированию представления о том, что в нормальных условиях любой человек должен располагать значительными доходами, которые станут важнейшим налоговым источником. При этом становится очевидным, что как способность субъекта платить налоги, так и налоговая система, эффективность и вид налогов страны, теснейшим образом связаны с уровнем ее экономического развития.