Определение целей организации
Установление целей переводит стратегическое видение и миссию организации в конкретные задачи. Они являются обязательством управленческого аппарата фирмы добиться определенных результатов в установленное время.
Цели должны отвечать следующим требования:
- измеримость, т.е. возможность их количественного отображения;
- наличие временных границ, т.е. дифференциация целей на две категории: краткосрочные, направленные на немедленное достижение желаемых результатов, и долгосрочные (достижение результатов в течение 3-5 лет);
конкретность, т.е. невозможность их двоякого толкования непосредственными исполнителями;
реальность, т.е. возможность их практического достижения:
совместимость, т.е. недопустимость противоречий между целями всех уровней организации.
Необходимо избегать формулировок, которые не определяют ни количественных, ни временных границ (максимальная прибыль, снижение издержек, повышение эффективности, увеличение объема продаж и т.д.).
В зависимости от двух типов ключевых результатов деятельности организации различают финансовые и стратегические цели.
Финансовые цели - намеченные руководством цели, которые организация должна достигнуть в финансовой сфере.
К финансовым относятся следующие цели:
· увеличение темпов роста оборота, прибыли;
· повышение дивидендов;
· повышение рентабельности;
· повышение дохода на инвестированный капитал;
· повышение кредитоспособности;
· повышение цены акций;
· стабильные доходы в условиях спада и т.д.
Стратегические цели - намеченные руководством цели для усиления позиций организации и ее конкурентоспособности.
К стратегическим относятся следующие цели:
- обеспечение более высоких темпов роста, чем в среднем по отрасли;
- увеличение доли рынка;
- улучшение качества продукции и предоставляемых услуг по сравнению с конкурентами;
- достижение низкого уровня издержек по сравнению с основными конкурентами;
-улучшение репутации фирмы среди потребителей; расширение и улучшение номенклатуры продукции;
-улучшение обслуживания потребителей;
- повышение конкурентоспособности на международных рынках;
- достижение лидерства в области технологий и т.д.
Стратегические цели выражают стратегическое намерение фирмы занять определенное место в бизнесе (завоевание лидирующих позиций в отрасли на национальном или мировом уровнях, или в определенной нише).
Установление целей - это процесс, происходящий «сверху вниз» (от вышестоящего до нижестоящего звена) и служащий менеджерам низших звеньев управления ориентиром в выполнении ими и сотрудниками их подразделений своих задач для достижения общих целей организации. Такой подход позволяет из общей стратегии выделить задачи, за выполнение которых будут нести ответственность подразделения более низких уровней управления.