Стратегический менеджмент как область научных знаний.

Стратегический менеджмент получил статус самостоятельной научной дисциплины с середины 1960-х годов.

С 1960–х. гг. до 1980–х. гг. доминирующая роль в теории развитии стратегического менеджмента последовательно принадлежала трем научным школам: дизайна, планирования, позиционирования. В настоящее время насчитывается около десяти научных школ, которые определяются различные подходы к развитию стратегического менеджмента (таблица 1.1.)

 


Подходы к стратегическому менеджменту

Таблица 1.1

Подход Теория Преимущества Недостатки
1. Плановая стратегия Стратегический менеджмент – логический, рациональный, формализованный процесс. Для достижения поставленных целей разрабатываются и внедряются стратегии. Позволяет организовать сложную деятельность, обработать и проанализировать большое количество информации. Формулирование конкретных целей обеспечивает направление развития компании, позволяет увеличить степень контроля над выполнением поставленных задач. Часто существует несовпадение между запланированным и достигнутом; в условиях быстро изменяющейся внешней среды плановость препятствует подвижности бизнеса и мешает проявлению творческого подхода со стороны менеджеров.
Спонтанная стратегия Стратегия появляется и развивается спонтанно как результат взаимодействия между заинтересованными лицами и между компанией и ее окружением. Увеличивает подвижность организаций в быстро изменяющейся внешней среде; позволяет менеджерам действовать активно и творчески. В связи с отсутствием четко сформулированных целей и задач возникает сложность в оценке их выполнения.
Стратегия, основанная на конкурентном позиционировании Конкурентное преимущество достигается за счет выгодной позиции организации в отрасли. Организация анализирует сильные стороны конкурентов в отрасли и выбирает соответствующую родовую стратегию (дифференциации или лидерства по издержкам). Организация размещает свою деятельность таким образом, чтобы поддержать выбранную стратегию. Суть подхода - «извне вовнутрь» Возможность быстрого использования аналитических схем (подобно портеровским пяти факторам, ценностной цепочки); Структурированный подход упрощает сложность организации и ее окружения; Позволяет определить возможность организации и угрозы со стороны микроокружения. Переоценка роли отраслевых факторов при определении причин успеха и неудач; игнорирование важности ресурсообеспечения конкретной организации.
Стратегия, основанная на стержневых компетенциях Организации определяются и создают стержневые компетенции, которые могут быть усилены на ряде рынков. Суть подхода – «изнутри вовне» Достижение конкурентных позиций решающая роль принадлежит организации, ее ресурсам, а не отраслевому окружению Недооценивается важность микроокружения при определении причин успеха или неудач;