Философский компонент методологий лингвистического поиска.
Этимология термина «методология» достаточно прозрачно раскрывает его содержание. Методология – это философское учение (и теоретическая программа) об основных путях и способах познания языковой действительности. Иными словами, методология в лингвистике – это конкретное философское мировоззрение, определяющее путь осмысления и познания языка.
Нетрудно заметить, что в приведенных определениях указывается, прежде всего, на философскую сущность методологии. Таким образом, языкознание, наряду с другими науками о мышлении, обнаруживает самую тесную связь с философией на всем протяжении его развития, см. об этом подробно в монографии Е. Альбрехта«Язык и философия» (Berlin, 1972).
Тесная связь лингвистики с философией обусловлена самой природой ее предмета. Ведь язык – непременное условие осуществления абстрактного, обобщающего мышления и рациональной ступени человеческого познания. Поэтому вопрос о роли языка в познании входит составной частью в гносеологию (теорию познания) любой философской системы.
Философскую базу лингвистической методологии составляют категории классической диалектики. В связи с этим основной задачей методологии лингвистики в этой области является разъяснение, с одной стороны, того, как эти категории проявляются в языке, в его функционировании и развитии, а с другой – что дает язык для их становления, развития и понимания. Для любого лингвистического исследования важен характер проявления в языке категории всеобщей связи и законов диалектики.
Категория всеобщей связи отражается, прежде всего, в системно-структурной организации языка. Различают внешние и внутрисистемные связи иотношения языковых явлений.
Внешние связи языка обнаруживаются в его взаимодействии с другими (внеязыковыми) явлениями: общественными, логическими, психическими и т.п. Взаимодействие языка и общества изучает социолингвистика подробнее
| |||||||
|
, взаимодействие языка с логикойипсихологией –предмет психолингвистики, часть этой проблемы находится в ведении когнитивной лингвистики. Связь языка с внеязыковыми явлениями не только функциональна – она во многом определяет характер его развития. Язык, как известно, изменяется крайне незначительными темпами, что обусловлено его общественной природой. Язык не может качественно изменяться в течение короткого времени; это, прежде всего, средство общения, а быстрые изменения затруднили бы общение даже людей одного поколения, внесли бы беспорядок в общественную жизнь. Не говоря уже о том, что язык выполняет функцию хранения и передачи культурно-исторического опыта, является средством единения одного поколения с другим. Это первая особенность языковой эволюции.
Вторая ее особенность – неравномерность изменений на разных уровнях языковой системы. Она также во многом определяется социальным фактором. Но не только им. Огромное значение имеет внутриязыковая специфика той или иной подсистемы, ее место в глобальном речемыслительном механизме. Как средство и форма мышления язык должен быть гибким, хотя бы отдельными своими подсистемами оперативно реагировать на результаты познавательной деятельности человека, а как средству общения языку необходимы устойчивость и стабильность (Н.Ф. Алефиренко, 2005, с. 329).
Жизнь языка во многом определяется законами диалектики, дадим их краткую характеристику.