Философский компонент методологий лингвистического поиска.

Этимология термина «методология» достаточно прозрачно раскрывает его содержание. Методология – это философское учение (и теоретическая программа) об основных путях и способах познания языковой действительности. Иными словами, методология в лингвистике – это конкретное философское мировоззрение, определяющее путь осмысления и познания языка.

Нетрудно заметить, что в приведенных определениях указывается, прежде всего, на философскую сущность методологии. Таким образом, языкознание, наряду с другими науками о мышлении, обнаруживает самую тесную связь с философией на всем протяжении его развития, см. об этом подробно в монографии Е. Альбрехта«Язык и философия» (Berlin, 1972).

Тесная связь лингвистики с философией обусловлена самой природой ее предмета. Ведь язык – непременное условие осуществления абстрактного, обобщающего мышления и рациональной ступени человеческого познания. Поэтому вопрос о роли языка в познании входит составной частью в гносео­логию (теорию познания) любой философской системы.

Философскую базу лингвистической методологии составляют категории классической диалектики. В связи с этим основной задачей методологии лингвистики в этой области является разъяснение, с одной стороны, того, как эти категории проявляются в языке, в его функцио­нировании и развитии, а с другой – что дает язык для их становления, развития и понимания. Для любого лингвистического исследования важен характер проявления в язы­ке категории всеобщей связи и законов диалектики.

Категория всеобщей связи отражается, прежде всего, в сис­темно-структурной организации языка. Различают внешние и внут­рисистемные связи иотношения языковых явлений.

Внешние связи языка обнаруживаются в его взаимодействии с другими (внеязыковыми) явлениями: общественными, логи­ческими, психическими и т.п. Взаимодействие языка и общества изучает социолингвистика подробнее

  подробнее    
 
(см. замечательное умозаключение Э. Бенвениста: «Если, например, задаться вопросом – являющимся, кстати, темой непрестанных дискуссий – о соотношении языка и общества и о характере их взаимозависимости, то социолог, а возможно и всякий, кто рассматривает этот вопрос в терминах пространственных отношений, отметит, что язык функционирует внутри общества, которое включает его в себя; он сделает отсюда вывод, что общество – это целое, а язык – часть. Но семиологический подход меняет это отношение на обратное, потому что только язык и дает обществу возможность существования. Язык – это то, что соединяет людей в единое целое, это основа всех тех отношений которые, в свою очередь, лежат в основе общества (Э. Бенвенист, 1974, с. 86).)
 
     

, взаимодействие языка с ло­гикойипсихологией –предмет психолингвистики, часть этой проблемы находится в ведении когнитивной лингвистики. Связь языка с внеязыковыми явлениями не только функциональна – она во многом определяет характер его раз­вития. Язык, как известно, изменяется крайне незначительными темпами, что обусловлено его общественной природой. Язык не может качественно изменяться в течение короткого времени; это, прежде всего, средство общения, а быстрые изменения затрудни­ли бы общение даже людей одного поколения, внесли бы беспо­рядок в общественную жизнь. Не говоря уже о том, что язык вы­полняет функцию хранения и передачи культурно-исторического опыта, является средством единения одного поколения с другим. Это первая особенность языковой эволюции.

Вторая ее особенность – неравномерность изменений на раз­ных уровнях языковой системы. Она также во многом определяет­ся социальным фактором. Но не только им. Огромное значение имеет внутриязыковая специфика той или иной подсисте­мы, ее место в глобальном речемыслительном механизме. Как средство и форма мышления язык должен быть гибким, хотя бы отдельными своими подсистемами оперативно реагировать на результаты познавательной деятельности человека, а как сред­ству общения языку необходимы устойчивость и стабильность (Н.Ф. Алефиренко, 2005, с. 329).

Жизнь языка во многом определяется законами диалектики, дадим их краткую характеристику.