Язык как знаковая система

По Е.С. Никитиной, от всех других зна­ковых систем можно формально отгра­ничить объект лингвистики – язык. Языком будет называться совокупность условных, произвольных, синтагматических, атематических, аситуативных, статических знаков, образую­щих открытую многоярусную систему, соположенную с другими знаковыми системами, но иерархически не подчиняющуюся ни одной из них. Природа языка, его репрезентативная функция, динамизм, роль в жизни коллектива делают его своего рода универсальной семиотической матрицей или такой моделирующей структурой, у которой другие структуры заимствуют основные особенности устройства и функционирова­ния. Тем не менее, все эти свойства языкового знака не позволяют совершить переход от языка к речи. Мир знаков замкнут, и от него к высказыванию нет движе­ния ни путем образования сложных знаков, ни каким-либо иным способом. Их разделяет непереходимая грань (Е.С. Ники­тина, 2006, с. 46).

В языкознании нет единого понятия «языкового знака». Специфику лингвистического знака описал Ф. де Соссюр. Знак в его понимании, как уже отмечалось, есть единство внешней и внутренней сторон, единство означающего и означаемого – значит, природа знака носит двусторонний характер.

Природа лингвистического знака несколько особая, по сравнению со знаком вообще. Знаки вообще характеризуются следующими признаками:

произвольностью, или немотивированностью (знаки носят случайный характер, таковы, например, многие дорожные знаки для автомобилистов);

непродуктивностью (то есть неспособностью знака обрастать новыми, производными «знаками», имеющими новое значение);

между знаками нет смысловых отношений;

знакиего значение автономны;

знаки только однозначны (красный флаг у машиниста предупреждает только об опасности);

знаки не содержат эмоционально-экспрессивных элементов – «бесстрастность знака».

Лингвистические знаки обнаруживают иную природу:

·значениелингвистического знака может изменяться в зависимости от контекста;

· любой знак немотивирован, а языковой в большинстве случаев носит мотивированный характер: плетень (от плету – то есть «то, что заплетают»), подробнее см.: Общее языкознание, 1995, с. 11–13);

· в любом знаке отсутствует “система значений”, тогда как в языковом знаке она есть, например, слово всегда относится к другим словам в предложении;

· любой знак однозначен, а слово многозначно;

· знак лишен экспрессивности, языковой знак ею обладает (ср.: с одной стороны, заяц, с другой стороны, зайчонок, зайчишка).

Многие семасиологи, среди которых зарубежные ученые Д. Ричардс, С. Огден, С. Ульман, Э. Бенвенист, отечественные лингвисты В.А. Звегинцев, А.И. Смирницкий и др., обсуждают проблему знака только по отношению к слову, которое имеет все четыре вида отношений, необходимых для знаковой ситуации.

Знаковую ситуацию они представляют в виде схемы:

Из схемы видно, что знак вступает в отношения четырех типов. Отношение знака к обозначаемому объекту (денотату) называется денотативным (лат. denotare – «обозначать»). Отношение к мысленному образу денотата называют семантическим; отношение к другим знакамсинтагматическим. Отношение к воспринимающему человеку, который испытывает воздействие знака, получило название прагматического. Четыре вида отношений свойственны не всем знакам – ими обладают лишь полнозначные слова.

По отношению к объектам сознания функции языковых знаковтаковы:

a) номинативная – способность называть объект;

б) дейктическая – указывать на него;

в) экспрессивная – выражать состояние сознания;

г) сигнификативная – обозначать понятие;

д) моделирующая – создавать знаковый аналог ситуаций;

е) прагматическая – воздействовать на человека.

Языковые знаки любого естественного языка находятся в определенных отношениях друг с другом, образуя некое единство и целостность. Каждый компонент языковой системы (звук, слово, морфема, словосочетание, предложение и др.) существует не изолированно, а в противопоставлении с другими компонентами языковой системы и рассматривается с точки зрения его значимости и функциональной характеристики.

В языковой системе выделяют целый ряд взаимосвязанных понятий:

уровни языка;

единицы языка;

парадигматические и синтагматические отношения между языковыми знаками;

знаковость языка;

функции языковых знаков;

структура языковых знаков;

внешние и внутренние связи в языке;

синхрония и диахрония и др.

Большую роль в разработке учения о языковой системе сыграли труды И.А. Бодуэна де Куртенэ о роли отношений в языке, о выделении наиболее общих типов языковых знаков (фонема, морфема, графема, синтагма), Ф. де Соссюра – о языковом знаке и знаковых теориях языка, о языке как системе. В представлении лингвистов, язык как знаковая система имеет ряд признаков.