История проблемы знаковости языка. Семиотика.

ПЛАН ТЕМЫ

Тема 19 Знаковая природа языка

 

· История проблемы знаковости языка. Семиотика.

· Типология знаков.

· Язык животных.

· Язык как знаковая система

 

 

Чем является слово по отношению к предмету? Этот вопрос был поставлен ещё древними греками. В научных спорах о сущности вещей древние эллины опирались (неявно) на понятие знака. В диалоге «Критон» Платон излагает идеалистическуюиматериалистическую точки зрения на этот вопрос (Платон, 1990, с. 307–325). Идеалисты считали, что у всего сущест­вующего есть правильное имя, врожденное от природы, тогда как материалисты полагали, что имя дается людьми по установлению и произвольно, а потому не может быть предопределено природой вещи.

Эти суждения нашли своё продолжение в средневековых теориях номинации и реализма. Философ-идеалист богослов Фома Аквинский, представлявший позиции реализма, утверждал, что слова имеют собст­венное бытие, существуют как реальные вещи, независимо от человека, они будто бы даны человеку свыше. Иоанн Росцеллин и другие представители номинализма полагали, что слова – это только имена вещей, что слова не имеют самостоятельного предметного содержания, они существуют только как колебания воздуха.

В философии ХVII–ХVIII вв. возникло суждение о том, что слово является знаком предмета. Именно в эти века многие философы: Дж. Локк, Г.В. Лейбниц, И. Кант, Ж.А.Н. Кондорсэ?, И.Г. Гердер и др. – заложили основы знаковой теории языка. Основные положения её таковы:

1) связь между знаком и обозначаемым носит условный характер;

2) язык выделяется среди других типов знаков как особый тип;

3) языковые знаки имеют коммуникативную функцию.

Проблема знаков рассматривалась в рамках философии вплоть до Г.В.Ф. Гегеля, под влиянием которого формировались взгляды В. фон Гум­больдта. В. Гумбольдт первым из языковедов пришел к выводу, что слово – это знак понятия. Лингвисты, приняв этот тезис, тем не менее, не сразу обратились к его разработке. На протяжении ХIХ в. общая теория знака развивалась в рамках логики (Ч. Пирс, Э. Гуссерль), психологии (В. Вундт, Г. Гельмгольц), физиологии мозга (И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев).

Оригинальный подход к этой проблеме содержится в учении А.А. Потебни о значении слова. Согласно этому учению, слово непосредственно связано с понятием. В основе этой связи лежит знак, то есть некоторый признак предмета, избираемый для указания на предмет и закрепляемый в слове: например, светлица – «лучшая комната в доме» – названа так по признаку «свет», а этот признак («знак», по А.А. Потебне) закреплен словом, образованным от соответствующего корня. Ф.Ф. Форту­натов также считал, что язык обладает «знаковой формой, служащей для выражения наших мыслей и представлений». Российский и польский языковед конца ХIХ – начала ХХ вв. В.К. Поржезинский в лекциях по «Введению в языкознание» утверждал: «Язык – совокупность таких знаков наших мыслей и чувств, которые доступны нашему восприятию и которые мы можем обнаружить и воспроизводить по нашей воле». К нему присоединяется В.А. Богородицкий: «Слова нашей речи являются символами, или знаками, для выражения понятий и мыслей».

Понимание языка как системы знаков получило обоснование в начале ХХ в. в работе Ф. де Соссюра «Курс общей лингвистики». Языковой знак, по Ф. де Соссюру, имеет две стороны: обозначающее (акустический образ) и обозначаемое (значение слова). Знак находится в мозгу, в сознании человека. Знак вполне произволен по отношению к обозначаемой идее. По Ф. де Соссюру, языковой знак есть двусторонняя психическая сущность, которую он представляет следующим образом: