Теория В.В. Морковкина о соотношении языка, мышления и сознания.

 

Представляет интерес точка зрения на взаимоотношение мышления, языкаисознаниясовременного отечественного языковеда В.В. Морковкина. Учёный предлагает рассматривать мышление, сознание и язык как «ипостаси единого ментально-лингвального комплекса (МЛК)». Будучи ипостасями единого, названные объекты единосущны, неслиянны и в то же время нераздельны.

Единосущность мышления, сознания и языка исчерпывающим образом объясняет, на основе чего и как они соединяются в одно. Неслиянность свидетельствует о наличии у каждого из них своих особенных свойств. Нераздельность предполагает невозможность рассматривать каждую из обсуждаемых сущностей как нечто вполне самостоятельное.

По мнению В.В. Морковкина, ментально-лингвальный комплекс– это функционирующая на основе человеческого мозга самоорганизующаяся информационная система, которая обеспечивает восприятие, понимание, оценку, хранение, преобразование, порождение и передачу информации. В рамках МЛК мышление – прежде всего динамическая ипостась, сознание – накопительно-оценочная ипостась, а язык – ипостась инструментальная и коммуникативная.

Динамическая природа мышления проявляется в том, что оно представляет собой постоянно протекающий в мозгу процесс мыслепорождения, основанный на обработке и преобразовании поступающей по разным каналам информации. Мышление, как и МЛК в целом, включается с рождением человека и выключается только в момент смерти его мозга. Но для того, чтобы мышление состоялось, оно должно располагать определённым инструментом, который обеспечивал бы целесообразное расчленение потока импульсов, идущих в мозг от органов чувств. В качестве такого инструмента как раз и выступает язык. Главная функция языка по отношению к мышлению заключается в дискретизации информационного континуума, т.е. в представлении его в виде совокупности информационных сгущений разного объема и содержания. Сознание как третья ипостась МЛК ответственно за интериоризацию (присвоение сознанием) в форме тех же информационных сгущений окружающего мира, в том числе самого человека как элемента этого мира, с установлением необходимых оценочных иерархий и ценностных ориентиров.

В.В. Морковкин вводит понятие информема. Это базовая односторонняя единица МЛК, которая «представляет собой некоторую информационную целостность, отличную от других, имеющихся в МЛК информационных целостностей». Одно из важнейших свойств информемы – её векторность. В соответствии с векторностью информема, будучи выделенной в мыслительной деятельности, непременно стремится к самообнаружению. Но для того, чтобы это произошло, она должна пройти через семиозис (означивание, превращение в знак) и стать двусторонней единицей.

Информема, прошедшая через первичный семиозис, – это, как отмечает ученый, именованная информема, иликонцепт. Становясь концептом, информема является уже достоянием не только отдельного человека, но и соответствующего этнического языка, а следовательно, и других людей, говорящих на этом языке. Язык связывает людей в этническую общность через концепты. Совокупность всех информем (именованных, неименованных), которыми располагает сознание человека, есть его знание.

Другими свойствами информемы являются её полевое строение (число конституирующих признаков уменьшается от центра к периферии), подвижностьеё границ и некоторые другие. МЛК в целом и каждая его ипостась в отдельности состоят из «светлой» и «тёмной» зон. В «светлой» зоне МЛК выступает как явленная, т.е. осознаваемаяиобозреваемая сущность. В «тёмной» зоне МЛК выступает как функционирующая, но неявленная, т.е. неосознаваемаяинеобозреваемая, сущность.

При образовании мысли МЛК работает как мышление. Деятельность мышления может быть свободной, анизотропной (мышление ни о чём конкретном) и изотропной, телеологической, направленной на объект (мышление о чём-то конкретном). Функционирование в свободном режиме состоит в том, что информемы находятся в постоянном самопроизвольном движении, напоминающем брауновское. Они входят во взаимодействие друг с другом, объединяются, образуя аморфные цепочки и конгломерации, и так же легко разъединяются, чтобы тут же вступить в подобные же объединения с другими информемами. Деятельность сознания при этом заключается в постоянной оценке содержательной ценности каждого вновь образованного объединения информем: те объединения, которые не представляют интереса, рассыпаются, а объединения, оцениваемые как нетривиальные и /или ценные, обращаются сознанием в своё достояние в качестве новых информем.

Положение о никогда не прекращающейся работе МЛК в режиме мышления делает объяснимыми такие явления, как инсайт (озарение, непосредственное постижение), появление нетривиальных мыслей во время сна и др. Суть изотропного (телеологического) мышления состоит в поисках такого объединения или объединения информем, которое приводило бы к образованию новой информемы с заданными свойствами.

В.В. Морковкин полагает, что телеологическое мышление может быть дискурсивнымиэвристическим. Дискурсивное мышление осуществляется в «светлой» зоне сознания. Оно требует наличия в этой зоне значительного количества именованных информем, которые, сопрягаются друг с другом в соответствии с закономерностями, напоминающими закономерности синтаксиса внешнего языка. В результате дискурсивное мышление характеризуется громоздкостью и относительно невысокой продуктивностью. Эвристическое мышление – такое, которое осуществляется в «тёмной» зоне сознания, а свои результаты предъявляет в его «светлой» зоне. Оно оперирует всем имеющимся в сознании репертуаром информем, причём последние сопрягаются друг с другом вполне аграмматично, по закону кратчайших семантических расстояний.

В результате эвристическое мышление отличается высокой скоростьюизначительно большей продуктивностью. Эвристическое мышление даёт возможность получать искомый результат в условиях дефицита информации в «светлой» зоне сознания, что позволяет прояснить феномен интуитивного постижения истины.

Будучи ипостасью МЛК, язык также функционирует в двух режимах: осознаваемоминеосознаваемом. В.В. Морковин определяетязык как врождённую человеку артикуляционно ориентированную информационную систему, которая, с одной стороны,обеспечивает функционирование его мышленияисознания, а с другой – позволяетему получать, создавать, хранитьи передавать информацию.

Ученый полагает, что модель МЛК проясняет всю сумму вопросов, относящихся к характеру сопряжения языка, мышления и сознания, и к характеру их функционирования. Мышление, взятое как отдельность, не вырабатывает язык: оно является постоянно действующей информационной системой, которая сразу и всегда функционирует посредством языка и иначе функционировать не может. С другой стороны, и язык не есть сущность, вырабатывающая мышление: он является постоянно действующей артикуляционно ориентированной информационной системой, которая сразу и всегда функционирует, используя содержание и энергию мышления. Наконец, сознание не включает в себя мышлениеиязык, равно как и само не есть их составная часть: оно является постоянно действующей информационной системой координационно-регулирующего типа,котораяосуществляет запечатление, хранение, систематизациюиоценку результатов ментально-лингвальной деятельности человека (В.В. Морковкин, 1998, с. 663–665).