Лингвофилософские аспекты связи языка, мышления и сознания.

ПЛАН ТЕМЫ

Тема16 Металингвистика: язык и мышление

· Лингвофилософские аспекты связи языка, мышления и сознания.

· Дискуссионные подходы к решению проблемы соотношения языка, мышления и сознания.

· Взаимоотношения языка с разными типами мышления.

· Теория В.В. Морковкина о соотношении языка, мышления и сознания.

 

 

Проблема соотношения языка и мышления интересовала людей с давних времён. Ею занимались и философы, и логики, и психологи, и языковеды, разрабатывая разнообразные, часто прямо противоположные концепции. Эти два понятия «рассматривались по оси от полного отождествления до полного их различия» (Л.С. Выготский, 1956, с. 44).

Трудность проблемы заключается в нескольких факторах. Во-первых, в языке и мышлении сочетаются социальноеибиологическое. Во-вторых, язык и мышление двойственны по своей природе: будучи средством закрепления достижений общественного познания, они статичны, но, с другой стороны, они и динамичны, так как представляют мыслительно-речевую деятельность человека. В-третьих, мышление человека многокомпонентно, а язык многоярусен и многофункционален. Мышление одновременно выступает и как особый вид деятельности мозга, и как орудие отражения действительности, и как процесс взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта (А.Т. Хроленко, В.Д. Бондалетов, 2006, с. 179).

Вопрос о характере связи языка и мышления является одной из сторон основного философского вопроса о взаимоотношении материи и сознания. Рассмотрим, как он решается в идеалистической и материалистической философии.

В идеалистической философии мышление «дух» провозглашается первичным по отношению к материи. Материя вторична, она порождена «духом». Применительно к проблеме связи мышления и языка эта концепция имеет несколько разновидностей.

Согласно учению младограмматиков, мышление первично и независимо от языка. Язык – это внешняя оболочка для мыслей, параллельно существующее явление, которое самой мысли не передает, а служит лишь физическим средством для привлечения внимания собеседника.

Формой субъективного идеализма в языкознании является логический позитивизм в учении Луи Ельмслева, который признает единственной реальностью даже не мышление в целом, а лишь структуру отношений, выявляющуюся в языковой системе.

Последователи бихевиоризма отказываются от метода самонаблюдения и оценки такового и принимают во внимание только те факты поведения животных и человека, которые можно установить и описать, не считая необходимым «понимать» скрывающиеся за ними внутренние психические процессы. В основе метода бихевиоризма лежит исследование раздражения и ответной реакции (Краткая философская энциклопедия, 1994, с. 45). Таким является, например, учение Леонарда Блумфильда. Язык в этом учении понимается как набор сигналов и реакций на голод, жажду и другие физиологические стимулы организма. Мышление как особый феномен в существовании и деятельности человека отрицается, сводится к условным рефлексам животного. Соответственно в концепции этого типа проблемы связи языка и мышления не существует.

С позиций диалектического материализма мышление вторично, оно является свойством высокоорганизованной материи. Мышление – это работа человеческого мозга, направленная на отражение действительности в форме понятий, суждений и умозаключений. Идеальность мышления состоит в том, что оно производно, вторично по отношению к материи. Однако оно существует и имеет материальную основу, что делается вполне очевидным благодаря языку. подробнее

  подробнее    
 
(Член-корреспондент РАН и РАМН К. Анохин в интервью журналисту «Российской газеты» отмечает, что, изучая мозг, западная наука занималась преимущественно конкретными аналитическими задачами, скажем, механизмами передачи сигнала между нервными клетками, ионными каналами. А общие вопросы – что такое сознание, мышление – считались слишком сложными. С другой стороны, российская нейрофизиология в первую очередь интересовалась именно подобными вопросами. Здесь у нас есть великие традиции Сеченова, Павлова, Бехтерева. Темпы прогресса в исследованиях мозга сегодня удивительны. Например, чтение мыслей уже не выглядит так фантастично, как казалось ещё недавно. Исследования мозга в России всегда были одним из самых приоритетных научных направлений. И сегодня ведутся широким фронтом. Об этом говорит, например, число институтов, занимающихся изучением мозга. Это, в частности, Институт мозга человека РАН, Институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН, Институт биохимической физики РАН, Институт биологии развития РАН, Институт биоорганической химии РАН, Институт биохимии РАН, Институт нормальной физиологии РАМН, РНЦ «Курчатовский институт», Институт нейрохирургии им. Бурденко РАМН, Институт общей генетики РАН, Вычислительный центр РАН (Российская газета. 15 декабря 2009 г.). Язык – это вторичная открытая знаковая система особого рода, служащая: а) важнейшим средством общения людей; б) средством формирования и выражения их мыслей и чувств. В систему языка входит знание правил перехода от материальных звуковых сигналов к мыслительным образам и обратно. Сама по себе материальная сторона речевых знаков без такого знания не заключает в себе никакого мыслительного образа. Напечатанный на неизвестном языке газетный лист остается просто бумагой, испещренной черными линиями и завитками. О чем свидетельствует этот факт? О каком отношении языка и мышления он говорит? Он служит подтверждением той точки зрения, согласно которой язык и мышление едины, взаимосвязаны настолько, что существовать друг без друга не могут. Однако может ли это служить достаточным аргументом в пользу того, что язык и мышление тождественны? Что они не имеют хотя бы относительной автономности? Что они не имеют своей специфики? Ответы на эти вопросы даются весьма разнообразные (Н.Ф. Алефиренко, 2005, с. 123–124) .