Лингвофилософские аспекты связи языка, мышления и сознания.
ПЛАН ТЕМЫ
Тема16 Металингвистика: язык и мышление
· Лингвофилософские аспекты связи языка, мышления и сознания.
· Дискуссионные подходы к решению проблемы соотношения языка, мышления и сознания.
· Взаимоотношения языка с разными типами мышления.
· Теория В.В. Морковкина о соотношении языка, мышления и сознания.
Проблема соотношения языка и мышления интересовала людей с давних времён. Ею занимались и философы, и логики, и психологи, и языковеды, разрабатывая разнообразные, часто прямо противоположные концепции. Эти два понятия «рассматривались по оси от полного отождествления до полного их различия» (Л.С. Выготский, 1956, с. 44).
Трудность проблемы заключается в нескольких факторах. Во-первых, в языке и мышлении сочетаются социальноеибиологическое. Во-вторых, язык и мышление двойственны по своей природе: будучи средством закрепления достижений общественного познания, они статичны, но, с другой стороны, они и динамичны, так как представляют мыслительно-речевую деятельность человека. В-третьих, мышление человека многокомпонентно, а язык многоярусен и многофункционален. Мышление одновременно выступает и как особый вид деятельности мозга, и как орудие отражения действительности, и как процесс взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта (А.Т. Хроленко, В.Д. Бондалетов, 2006, с. 179).
Вопрос о характере связи языка и мышления является одной из сторон основного философского вопроса о взаимоотношении материи и сознания. Рассмотрим, как он решается в идеалистической и материалистической философии.
В идеалистической философии мышление «дух» провозглашается первичным по отношению к материи. Материя вторична, она порождена «духом». Применительно к проблеме связи мышления и языка эта концепция имеет несколько разновидностей.
Согласно учению младограмматиков, мышление первично и независимо от языка. Язык – это внешняя оболочка для мыслей, параллельно существующее явление, которое самой мысли не передает, а служит лишь физическим средством для привлечения внимания собеседника.
Формой субъективного идеализма в языкознании является логический позитивизм в учении Луи Ельмслева, который признает единственной реальностью даже не мышление в целом, а лишь структуру отношений, выявляющуюся в языковой системе.
Последователи бихевиоризма отказываются от метода самонаблюдения и оценки такового и принимают во внимание только те факты поведения животных и человека, которые можно установить и описать, не считая необходимым «понимать» скрывающиеся за ними внутренние психические процессы. В основе метода бихевиоризма лежит исследование раздражения и ответной реакции (Краткая философская энциклопедия, 1994, с. 45). Таким является, например, учение Леонарда Блумфильда. Язык в этом учении понимается как набор сигналов и реакций на голод, жажду и другие физиологические стимулы организма. Мышление как особый феномен в существовании и деятельности человека отрицается, сводится к условным рефлексам животного. Соответственно в концепции этого типа проблемы связи языка и мышления не существует.
С позиций диалектического материализма мышление вторично, оно является свойством высокоорганизованной материи. Мышление – это работа человеческого мозга, направленная на отражение действительности в форме понятий, суждений и умозаключений. Идеальность мышления состоит в том, что оно производно, вторично по отношению к материи. Однако оно существует и имеет материальную основу, что делается вполне очевидным благодаря языку. подробнее
| |||||||
|