Копенгагенская лингвистика. Глоссематика.

 

Учение Ф. де Соссюра о различении языка и речи, понимание им языка как системы знаков, а знака – как единства означающего и означаемого явилось методологической базойглоссематики. Это название появилось в 1936 г. и восходит к греческому слову glossa – язык. Столь необычное название должно было подчеркнуть принципиально новый подход к языку, в отличие от традиционного языкознания, которое, по мнению датских структуралистов, страдает излишним субъективизмом и не может претендовать на научность. Основателем этого направления структурализма был профессор Копенгагенского университета (отсюда второе название – Копенгагенская школа структурализма) Луи Ельмслев (1889–1965). Членами Копенгагенского лингвистического кружка в 30–50-е гг. XX в. были Виго Брёндаль (1887–1942), Xанс Ульдалль (1907–1957) и др.

По мнению основного теоретика копенгагенского лингвистического кружка Л. Ельмслева, традиционная лингвистика изучает не природу языка, а психологические, социологические, физиологические исторические проявления языка. Подлинное же научное языкознание должно быть имманентным, то есть изучающим внутренние, постоянные элементы языка, присущие человеческой речи вообще. Основные принципы новой лингвистической теории ученый изложил в работах: «Основы лингвистической теории», «Пролегомены к теории языка», «Язык и речь» и др.

Философскую основу глоссематики составляет логический позитивизм,при котором язык рассматривается как система отношений, абстрагированных от материальной природы языковых единиц. Глоссематику считали всеобщей дедуктивной (от общего к частному, от класса к элементам) теорией языка, приложимой к любому конкретному языку – существующему или возможному. В создании имманентной алгебры языка применялись методы точных наук.

Анализ таких структур, как сигнализация светофоров, бой башен­ных часов, азбука Морзе, стуковая азбука заключенных в тюрьме, привёл Л. Ельмслева к выявлению пяти характерных признаков языка. Язык состоит из:

1) содержанияивыражения;

2) текстаисистемы;

3) связи между со­держаниемивыражением;

4) соотношения между текстомисистемой;

5) язык предполагает разложение языковых знаков на более мелкие компоненты.

Таким образом, язык рассматривается как одна из систем семиотики. Семиотические воззрения глоссематиков привели к расширению кругозора лингвистов. Показательно в этом плане введение Л. Ельмслевом понятия фигуры. Как известно, у Ф. де Соссюра знак, «являясь единством означаемого и означающего», всегда что-то обозначает. А.Л. Ельмслев считает, что существуют ещё и так называемые незнаки, которые являются мельчайшими единицами плана содержания. Комбинация фигур придаёт значение знаку. Например, значение знака девушка можно разложить на фигуры «человеческое существо» + «молодая» + «женский пол»; изменение последней фигуры даёт новый знак – юноша. Число фигур в языке ограничено: число фонем (фигур выражения – «кенем») не превышает 70–80, а число фигур содержания («плерем»), позже их назвалисемами, также не намного больше.

«Язык организован так, – полагал Л. Ельмслев, – что с помощью горстки фигур и благодаря их всё новым и новым расположениям, может быть построен легион знаков. Если бы язык не был таковым, он был бы орудием, не годным для своей задачи». Таким образом, учение глоссематики о знаках и фигурах является шагом впередпо сравнению со знаковой концепцией Ф. де Соссюра, так как это учение больше соответствует реальным фактам. Знак рассматривается как функциональная единица текста, процесса.«Положительное в глоссематике:

1) ведущая роль теории;

2)обобщение конкретных языковых структур;

3) глоссематика впервые указала путь синтеза языкознания с символической ло­гикойисемиотикой» (Я.В. Лоя, 1968, с. 195).

Сопоставим основные позиции пражской и копенгагенской лингвистической школ. Если пражская лингвистикастремилась найти компромисс в интерпретации основных соссюровских антиномий, навести мосты между традиционной лингвистикой и новой, то глоссематики заняли непримиримую позицию в отношении традиционного языкознания XIX в. Глоссематическая концепция – первый опыт общей теории языка, предусматривающей дедуктивный характер теории и её имманентность. Естественные языки представителями копенгагенской школы были включены в класс семиотических систем, име­ющих структурную двуплановость. Таким образом, картина языка как объекта науки была расширена.