Методы психолингвистических исследований.
Основным методом психолингвистики является лингвистический эксперимент, в рамках которого разработаны разные методики:
а) ассоциативного эксперимента;
б) экспериментального шкалирования;
в) вероятностного прогнозирования;
г) индексирования текста.
Среди психолингвистических экспериментов выделяют ассоциативные, которые могут быть свободнымиинаправленными. При свободных ассоциативных экспериментах испытуемые отвечают, не задумываясь, на слово-стимул первым пришедшим им в голову словом или целым рядом всплывающих в их сознании слов в течение определенного отрезка времени (разработана данная методика уже на первом этапе развития психолингвистики Ч. Осгудом; ее модель: стимул – реакция).
На основании свободных ассоциативных экспериментов построен, например, «Словарь ассоциативных норм русского языка» (1977). В 1994 г. вышли два тома «Русского ассоциативного словаря» Ю.Н. Караулова. При свободном ассоциативном эксперименте выявляются разнообразные виды связей между словами – синтагматические и парадигматические, а среди парадигматических – синонимические, антонимические, тематические и пр. А.А. Леонтьев приводит классический пример «парадигматической» ассоциации: мы заставляем испытуемого считать вслух и одновременно требуем у него «свободных ассоциаций» на слова дерево, птица, поэт. Подавляющее большинство русских испытуемых отвечает на эти стимулы словами: яблоня, курица и Пушкин. Интересно, что типичной ассоциацией со словом tree в экспериментах американских психологов тоже оказалось apple.
Направленные ассоциативные эксперименты преследуют цель – выявить определённые характеристики слова. Испытуемые отвечают при этом на слово-стимул не первым пришедшим им в голову словом, а словом из предложенного списка, или словом той же части речи, что и слово-стимул, или синонимическим словом и т.п.
Задачи метода лингвистического эксперимента и методика его применения зависят от цели исследования и уровневого статуса языковых единиц. Так, слова – основные номинативные единицы – в психолингвистике изучаются с точки зрения того, как они располагаются в нашем языковом сознании, по какому принципу структурируются (относительно друг друга), как в процессе порождения высказывания ведется их поиск и т.п.
Это дает возможность психолингвистического исследования слова и его значения с различных точек зрения. К ним относят ассоциативный, параметрический, признаковый, прототипныйиситуационный подходы. Анализ ассоциативных связей слова позволяет обнаружить те глубинные схемы внутренних связей и отношений, которые складываются у человека через речь и мышление.
Параметрический подход основан на том, что для каждого носителя языка значение слова не является монолитным: его можно разложить на компоненты, степень выраженности которых поддается количественному измерению. Такой подход позволяет решить ряд проблем современной психосемантики (проблемы соотношения языкового сознания и языковой личности, психологической структуры значения и др.).
Признаковый подход направлен на познание того, как пользуются значением слова говорящий и слушающий, какими денотативными признаками (определяющими, характеризующими и т.п.) они манипулируют в процессе речемыслительной деятельности.
Прототипный подход позволяет определить типичное сочетание признаков и степень их значимости для отнесения предмета речи к соответствующей категории (Э. Рош, P.M. Фрумкина и др.).
Ситуационный подход предполагает раскрытие внутренних механизмов реализации значения того или иного знака. При этом исходят из того, что актуализация значения происходит в процессе речевой деятельности человека через включение значения в более объемную когнитивную структуру: пропозицию, фрейм, схему, сцену, сценарий, событие, ментальную модель и т.п.
В области грамматикипсихолингвистика разъясняет правила смысловой организации речевого высказывания (отношения между словоформами, виды грамматической связи между ними). подробнее
| |||||||
|
Материалом психолингвистических исследований является речь (высказывания, тексты), «ненормативные» виды речевого общения, детская речь, патология речи (афазии, угнетения одного из полушарий коры головного мозга, хезитации – колебания в речи говорящего и т.п.). Наиболее специфическим предметом изучения в этом ряду следует считать патологию речи, которая исследуется новой дисциплиной – нейролингвистикой (А.Р. Лурия и его школа). Те же аспекты психолингвистики, которые связаны с лингвистическими механизмами познавательной деятельности, в последнее десятилетие становятся предметом исследования когнитивной лингвистики(Н.Ф. Алефиренко, 2005, с. 170–172).
К более сложным психолингвистическим методикам относятся приёмы, основанные на экспериментах, в которых испытуемые дают оценку предлагаемого им слова по тем или иным параметрам, например, по градуированным антонимическим шкалам типа «хороший – плохой». Полученные усреднённые оценки служат в качестве характеристик рассматриваемых слов. Известна разработанная Ч. Осгудом и применяемая его сотрудниками Дж. Сучи и П. Танненбаумомметодика «измерения значений».
В 70–80-х гг. ХХ в. А. Вежбицкая разработала «язык примитивов» – универсальный словарь базовых слов, позволяющий описывать и сравнивать не только семантические, но и грамматические явления в разных языках с позиций коммуникативных намерений говорящего и установок воспринимающего индивида. На конкретном языковом материале А. Вежбицкая описала «человека в языке». Продолжил классификацию примитивов на материале русского языка ученик Ю.Н. Караулова Владимир Алексеевич Лукин, он выделяет 37 примитивов (В.А. Лукин, 2005).
К особым разновидностям психолингвистического анализа относятся нейролингвистические методики, с помощью которых у испытуемых регистрируются физиологические реакции на те или иные слова (биотоки мозга, расширение кожных сосудов и т.п.). В подобных экспериментах применяются различные медицинские приборы, а результаты экспериментов используются не только для лингвистических целей (вскрытие системности лексики, определение силы семантических связей между словами), но и, например, врачебных – для определения степени психических расстройств человека (М. Мотли, 1985). Подробнее
| |||||||
|
Таким образом, развившись на основе психологического направления в языкознании, психолингвистика сохранила его интерес к человеку как носителю языка, стремление интерпретировать язык как динамическую систему речевой деятельности. В то же время психолингвистика выдвинула качественно новые идеи – более широкий предмет исследования, более глубокое понимание социальной природы языка, разработала приемы собственной экспериментальной методики.