Предмет лингвистики универсалий.

Тема 11 Лингвистика универсалий

 

ПЛАН ТЕМЫ

· Предмет лингвистики универсалий.

· Виды языковых универсалий.

 

 

Изучение языковых универсалий имеет долгую историю. Предшественниками исследований в этом направлении явились античные грамматики, создавшие учение о частях речи, которые должны присутствовать во всех языках. Сам термин «универсальная грамматика» (grammatica universalis) начали употреблять с ХIII в. Изучение универсалий связано с попытками найти общие явления в области грамматики. Этот термин получает широкое распространение после появления «Универсальной и рациональной грамматики» А. Арно и К. Лансло, известной также под названием «Грамматика Пор-Рояля».

В середине ХХ в. возобновился интерес к изучению языковых универсалий: в 1961 г. в Нью-Йорке состоялась специальная конференция по данной теме, которая определила круг проблем, связанных с изучением универсалий. С этого времени лингвистические универсалии становятся объектом исследований (главным образом, в США и России), чему способствовали и успехи структурно-системного описания языков, и достижения типологических исследований, и начавшееся изучение языков Африки, Юго-Восточной Азии и Океании.

Языковая универсалия – это некие признак, закон, свойство, тенденция, присущие всем языкам или языку в целом. Если в начале своего пути лингвистика исследовала родство языков, пытаясь восстановить праязык, чем занимается сравнительно-историческое языкознание, то теперь лингвисты стали устанавливать черты сходства языков, общие признаки (типологическая лингвистика). А с начала 60-х гг. XX столетия уже стали говорить о второй ступени обобщения признаков, свойственных языкам. Это выявление всеобщих признаков и создало лингвистику универсалий.

Теория языковых универсалий рассматривает и определяет:

1) общие свойства всех человеческих языков в отличие от языка животных. Например, в человеческом языке канал для любой языковой коммуникации является вокально-слуховым; на языке человека возможно легко порождать и легко воспринимать новые создаваемые сообщения;

2) совокупностьсодержательных категорий, теми или иными средствами выражающихся в каждом языке. Например, во всех языках выражены отношения между субъектом и предикатом, оценки, определенности / неопределенности и т.д.;

3) общие свойстваязыковых структур, относящиеся к разным языковым уровням. Например, во всяком языке не может существовать менее десяти и более восьмидесяти фонем; если в языке существует сочетание согласных вида «плавный + носовой», то существует сочетание вида «плавный + шумный» и т.д. (Т.М. Николаева, 1998, с. 535).

Типология языковилингвистика универсалий – две близкие по интересам области языкознания, и эта близость не обусловлена ни родством изучаемых языков, ни влиянием их друг на друга. Различие между типологией языков и лингвистикой универсалий связано с характером наблюдаемой общности: типология изучает взаимосвязанные сходные черты в отдельных языках, стремится понять такие системные сходства в качестве определенного типа устройства языка, и на этой основе установить существующие на Земле типы языков. Лингвистика универсалии выявляет общие черты, присущие всем языкам Земли. В перечнях универсалий есть как «крупные» черты, связанные с фундаментальными принципами строения языка человека, так и «мелкие черточки», интересные тем, что это не особенности отдельного языка или группы языков, но «подробности» устройства, присущие всем языкам планеты.

Естественно, что различия между типологией и лингвистикой универсалий, касающиеся того, что является непосредственным предметом их внимания, сказываются в различиях методов и результатов соответствующих исследований (Н.Б. Мечковская, 2006, с. 19–20).