Проблема периодизации истории языкознания.

Тема 2.История лингвистических учений

 
ПЛАН ТЕМЫ · Проблема периодизации истории языкознания. · Индийская языковедческая традиция. · Античная теория языка. · Китайская наука о языке. · Арабская языковедческая традиция. · Японская наука о языке.

 

История наблюдений над человеческим языком насчитывает более двух с половиной тысячелетий. За долгое время наука о языке прошла много различных периодов. Эти периоды различаются и предметом, и содержанием, и методами изучения. На планете Земля проживают различные народы. Они отличаются своей историей, культурой, самобытностью языка. В свете сказанного, конечно, не может быть единой истории языковедческой науки.

Но изучение истории вопроса всегда начинается с периодизации. Общая периодизация науки о языке – сложная задача. Сама постановка этой проблемы имеет свою историю. Так, представители сравнительно-исторического языкознания, перейдя от простого наблюдения над фактами языка к его сравнительному и историческому исследованию, считали, что подлинно научное познание языка началось именно с такого подхода. Всё, что было сделано до этого, объявлялось подготовительным этапом и, следовательно, донаучным этапом в развитии языкознания. Эта точка зрения господствовала в ХIХ и ХХ вв.

Однако к середине ХХ в. стало возможным внести уточнения. Так, например, историк языка датчанин В. Томсен заметил: «Высота, которую достигло языкознание у индусов, совершенно исключительна, и до этой высоты наука о языке в Европе не могла подняться вплоть до ХIХ в., да и то научившись многому у индийцев» (В. Томсен, 1938, с. 10). Российский историк языка середины ХХ в. Н.А. Кондрашов считает, что интерес к языку возник у человечества задолго до ХIХ в., по крайней мере, до V в. до н.э. К истории языкознания, как отмечает Н.А. Кондрашов, следует отнести его развитие в Древней Индии, в эпоху античности, в средневековье и эпоху Возрождения (Н.А. Кондрашов, 1979, с. 4).

В настоящее время в теории языка существуют различные периодизация истории языкознания. В.И. Кодухов выделяет пять этапов:

1. От филологии древности к языкознанию XVIII в.;

2. Возникновение сравнительно-исторического языкознания и философии науки (конец XVIII – начало ХIХ вв.);

3. Логическое и психологическое языкознание (середина ХIХ в.);

4. Неограмматизм и социология языка (последняя треть ХIХ – начало ХХ вв.);

5. Современное языкознание и структурализм (30–60-е гг. ХХ в.).

Критерием выделения этапов в науке о языке ученый называет учет «актуальных, утверждающихся знаний, господствующих в поступательном движении языкознания» (В.И. Кодухов, 1974, с. 5).

Т.А. Амирова, Б.А. Ольховиков, Ю.В. Рождественский выделяют шесть периодов в изучении науки о языке. При определении периодов ученые учитывают «типы языковой теории», то есть «изображение» (или «моделирование») языка, которое «может исходить из разных отправных положений, разного эмпирического материала, может иметь разные применения».

· «Теория именования в античной философии языка, устанавливающая правила именования и возникающая в рамках философской систематики…»;

· «Античные грамматические традиции, представленные античными и средневековыми грамматиками Запада и Востока…»;

· «Универсальная грамматика, вскрывающая общность систем языков и открывающая собой языкознание нового времени (первый этап научного языкознания)…»;

· «Сравнительно-историческое языкознание, которое включает в себя три области: 1) сравнительно-историческое языкознание, 2) сравнительно-типологическое языкознание и 3) теоретическое языкознание, дающее начало теории общего языкознания …»;

· «Системное языкознание, формирующее в своем разделе философии языка концепции психолингвистики и социолингвистики…»;

· «Структурная лингвистика, которая: 1) исследует внутреннюю организацию языка, устанавливает отношения между языком и другими знаковыми системами; 2) формулирует теорию лингвистических методов и методик, даёт основания для лингвистического моделирования» (Т.А. Амирова, Б.А. Ольховиков, Ю.В. Рождественский, 1975, с. 28-29).

Несколько иначе подошел к проблеме периодизации языкознания В.М. Алтапов. Ученый отказывается от схематического выделения проблемно-хронологических периодов или этапов. Он разделяет древние лингвистические традиции по тематическим блокам. В европейской лингвистике XVI–XVII вв. В.М. Алпатов выделяет «Грамматику Пор-Рояля», в лингвистике XVIII в. и первой половине XIX в. – становление сравнительно-исторического метода. Отдельно изложены концепция Вильгельма фон Гумбольдта и Августа Шлейхера, развитие гумбольдтовских идей, научные искания Н.В. Крушевского и И.А. Бодуэна де Куртенэ. В специальных разделах даются характеристика научной деятельности Ф. де Соссюра и развитие его концепции в школах «структурализма»: женевской, датской (глоссематика), пражской, в дескриптивизме. В особых разделах ученый характеризует советское языкознание 20–50-х гг. ХХ в. и французскую лингвистику 40–60 гг. ХХ в. (В.М. Алпатов, 1999).

В истории языкознания выделяются следующие лингвистические традиции:

1)индийская –сформировалась 2,5 тыс. лет назад;

2) европейская (первоначально существовала как греко-римская);

3) арабская;

4)китайская;

5)японская – сформировалась во втором тысячелетии н.э. (А.Т. Хро­ленко, В.Д. Бондалетов, 2006, с. 12).