Предмет и основные проблемы языкознания.
ПЛАН ТЕМЫ
Тема 1
Решение игр в смешанных стратегиях.
Предмет и основные проблемы языкознания.
Теория языка – языкознание в системе наук.
Разделы языкознания.
Общая характеристика понятия "язык". Сущность языка.
Теория языка – лингвистический курс, завершающий языковедческую подготовку студентов филологических факультетов. Теория языка – это своего рода философия языка, поскольку рассматривает язык как средство общения, связь языка и мышления, язык и историю. Данный курс помогает осмыслить жизнь языка как целостного знакового механизма общения.
Объектом теории языка является язык во всём объёме его свойств, строения, функционирования и исторического развития.
Если использовать активные в современной науке термины «вариант» и «инвариант», то можно сказать, что теория языка, или общая лингвистика, изучает язык вообще, язык-инвариант, как универсальную, неотъемлемую принадлежность человека (в отличие от конкретных языков). Ученые выделяют три основные задачи, стоящие перед теорией языка:
1) установление типичных черт, встречающихся в различных языках мира;
2) выявление универсальных закономерностей организации языка в семантике и синтаксисе;
3) выработка теории, применимой для объяснения специфики и сходства многих языков.
В современном языкознании принято деление лингвистики на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя лингвистика определяет свою задачу как изучение системно-структурного устройства языка, внешняя – занимается изучением проблем социальной природы языка. Круг проблем теории языка достаточно широк – это исследование
1) сущности и природы языка;
2) структуры и внутренних связей языка;
3) исторического развития языка;
4) функций языка;
5) знаковости языка;
6) истории лингвистических учений;
7) языковых универсалий;
8) методов изучения языка.
Современный человек как биологический вид называется по-латыни hоmo sapiens –человек разумный. Но «хомо сапиенс» есть одновременно homo loguens (хомо локвенс) – человек говорящий. Это означает, что язык – не просто «удобство», которое придумало для облегчения своей жизни разумное существо, но обязательное условие его существования. Теперь в школьных учебниках появились специальные разделы, освещающие многие проблемы языкознания. подробнее («Образовательный стандарт основного общего образования по русскому языку» содержит «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ», где в разделе «Русский язык в школе с русским (родным) языком обучения» среди необходимых предметных компетенций названы «Языкова и лингвистическая (языковедческая) компетенции». Они содержат, в частности «Общие сведения о языке»).
| |||||||
|
Учитель должен уметь в доступной форме рассказать о функциях языка. В последнее время именно социальные функции языка стали объектом пристального внимания лингвистов.
К социальным функциям языка относятся: коммуникативная, познавательная или когнитивная, эмоциональная, волюнтативная (функция воздействия), поэтическая, функция сохранения и передачи информации во времени и пространстве (аккумулятивная) и интегрирующая – использование языка как средства межнационального общения.
Известный российский ученый М. Бахтин сказал: «Язык, слово – это почти всё в человеческой жизни». И действительно, язык – предмет внимания и интереса многих наук.