Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Обязанности граждан в области жилищных отношений.

1. Соблюдать требования ЖК и иных актов жилищного законодательства РБ и договорных обязательств, связанных с реализацией жилищных прав.

2. Не препятствовать осуществлению жилищных прав и интересов других субъектов жилищных отношений.

3. Возмещать ущерб, нанесенный жилым помещениям других граждан и юридических лиц независимо от форм собственности в связи с пользованием этими жилыми помещениями.

4. Обеспечивать доступ в занимаемое жилое помещение работникам, занятым обслуживанием и эксплуатацией жилого фонда, при проведении необходимых ремонтных работ.

5. Использовать жилые помещения в соответствии с требованиями ЖК.

6. Соблюдать правила строительства, эксплуатации и ремонта жилых помещений.

Статьей 42 ЖК РБ предусмотрено право граждан состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Граждане имеют право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий со дня наступления совершеннолетия, а в случае эмансипации или вступления в брак до достижения совершеннолетнего возраста – с даты принятия решения об эмансипации либо вступления в брак.

Базовые положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Беларуси устанавливаются ЖК РБ. В соответствии с ним Указом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 г. № 565 утверждено Положение о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда. Вопросы, касающиеся улучшения жилищных условий, могут быть предусмотрены и в других нормативных актах, а также в коллективных договорах.

Положение о порядке учета устанавливает обязательный для местных исполнительных и распорядительных органов, организаций (независимо от формы собственности) порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления им жилья.

Государственные организации предоставляют жилые помещения в соответствии с ЖК РБ, Положением о порядке учета и коллективными договорами. Организации негосударственной формы собственности вправе устанавливать иной порядок предоставления жилых помещений, не ущемляя при этом прав граждан, предусмотренных жилищным законодательством. При этом, наймодатели жилых помещений частного жилищного фонда не могут устанавливать в договорах найма условия худшие, чем предусмотренные договорами найма жилых помещений государственного жилищного фонда.

Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:

  1. Имеющие обеспеченность общей площадью жилого помещения, в котором они проживают, менее 15 м. кв. на одного человека
  2. Проживающие в жилом помещении, не отвечающем установленным для проживания санитарным и техническим требованиям.
  3. Проживающие в квартире, заселенной несколькими нанимателями.
  4. Проживающие в неизолированных жилых комнатах или одной комнате при отсутствии.
  5. Проживающие в однокомнатной квартире или одной комнате с другим гражданином независимо от пола, за исключением супругов.
  6. Впервые вступившие в бак и не имеющие отдельной квартиры.
  7. Проживающие в общежитии, за исключением граждан, поселившихся в связи с обучением.
  8. Проживающие по договору поднайма жилого помещения в домах государственного жилищного фонда или по договору найма жилого помещения в домах частного жилищного фонда.
  9. Родившие (усыновившие) и воспитывающие детей без вступления в брак, не имеющие отдельной квартиры.
  10. Проживающие в служебных помещениях.
  11. Проживающие в одной комнате (квартире) с гражданином, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, если совместное проживание с ним в одной комнате (квартире) признано невозможным по основаниям, предусмотренным законодательством РБ.
  12. Не имеющие жилых помещений в собственности и (или) в пользовании.
  13. Специалисты, прибывшие по распределению.
  14. По иным основаниям, предусмотренным законодательством РБ.

Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами по их месту жительства, а граждан без определенного места жительства (ранее проживавших в населенном пункте по месту принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий), зарегистрированных по месту пребывания в органах внутренних дел, – местными исполнительными и распорядительными органами по месту нахождения пункта регистрации и учета лиц без определенного места жительства.

Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, работающих (проходящих службу) в государственных органах, других организациях, их филиалах и представительствах (в том числе по совместительству), ведется по месту работы (службы) этих граждан, а по их желанию – также и по их месту жительства.

Семья вправе состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства, а также по месту работы (службы) каждого ее члена.

Граждане принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по их месту жительства по решению местного исполнительного и распорядительного органа при участии общественной комиссии по жилищным вопросам, создаваемой при этом органе - по совместному решению администрации государственного органа, другой организации и профсоюзного комитета, а при его отсутствии – иного представительного органа работников, а также при участии общественной комиссии по жилищным вопросам (при их наличии).

В порядке, предусмотренном Положением о порядке учета, документы, необходимые для принятия граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, запрашиваются у соответствующих организаций местным исполнительным и распорядительным органом, иным государственным органом, другой организацией, принимающими на такой учет, в трехдневный срок со дня поступления заявления гражданина о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Организации, получившие запрос, обязаны в десятидневный срок представить требуемые документы. В случае, если за выдачу документов, необходимых для постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, законодательством предусмотрено взимание платы, то испрашиваемые документы представляются организациями, получившими запрос, соответствующим местным исполнительным и распорядительным органам, иным государственным органам, другим организациям, принимающим на такой учет, без ее взимания, с приложением платежного требования, подлежащего оплате гражданином.

Заявление гражданина о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий регистрируется местным исполнительным и распорядительным органом (иным государственным органом, организацией) и рассматривается в течение месяца со дня его подачи после получения всех необходимых документов. О принятом решении сообщается гражданину в письменной форме в десятидневный срок со дня его принятия.

Отказ местного исполнительного и распорядительного органа, иного государственного органа, другой организации в принятии гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий может быть обжалован в судебном порядке.

Контроль за состоянием учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установлением очередности на улучшение жилищных условий, распределением жилых помещений в государственных органах, других организациях осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами, профсоюзным комитетом, а также уполномоченными государственными органами в порядке, установленном законодательством.

Право пользования жилым помещением возникает на основании:

1. Договора найма или поднайма жилого помещения.

2. Права собственности.

3. Завещательного отказа.

4. По другим основаниям, не запрещенным законами РБ.

Жилые помещения в домах коммунального жилищного фонда предоставляются гражданам по решению соответствующих исполнительных органов при участии общественной комиссии или администрации организации и соответствующего профсоюзного комитета, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых они находятся. Жилые помещения в домах республиканского жилищного фонда - в аналогичном порядке. Жилые помещения в домах государственного жилищного фонда предоставляются гражданам на условиях договора найма.

Согласно ст. 27 ЖК РБ договор найма жилого помещения - соглашение, по которому одна сторона (наймодатель) обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение во владение и пользование за плату.

Договор найма жилого помещения заключается в письменной форме. Типовые договоры найма жилых помещений утверждаются в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 марта 2006 г. № 371 утвержден Типовой договор найма жилого помещения в домах государственного жилищного фонда.

Договор найма жилого помещения - один из видов гражданско-правовых договоров и основной договор жилищного права.

По договору поднайма жилого помещениянаниматель жилого помещения вправе с письменного согласия проживающих совместно с ним совершеннолетних членов его семьи и наймодателя сдавать жилое помещение другим гражданам (поднанимателям)

Поднаниматель жилого помещения самостоятельного права на это помещение не приобретает независимо от срока проживания в данном жилом помещении.