I. Понятие правоохранительной деятельности и ее отличительные признаки

 

Неукоснительное соблюдение законности, обеспечение надлежащего правопорядка – предмет заботы всего государства, всех органов законодательной, исполнительной и представительной власти, государственных учреждений, организаций и объединений.

Для большинства государственных органов решение указанных задач является важной, но не основной и тем более не единственной функцией. Для них на первом плане – решение хозяйственных, социальных, культурных, оборонных задач. Деятельность по охране правопорядка и законности они выполняют наряду со своими непосредственными задачами.

Вместе с тем в общей массе государственных органов имеются такие, которые создаются и действуют специально в целях защиты и охраны права в стране, т.е. для осуществления деятельности, получившей наименование «правоохранительной». Эта деятельность обладает рядом признаков, позволяющих выделить ее в самостоятельный вид государственной деятельности.

Правоохранительная деятельность осуществляется специально уполномоченными на то органами и организациями, главенствующее место среди которых занимают государственные органы: органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности, прокуратура, органы предварительного расследования, судебные органы. Наряду с государственными создаются и действуют негосударственные организации и объединения, активно участвующие в осуществлении охраны права, в их числе: адвокатура, добровольные народные дружины, различные общественные комиссии, создаваемые при местных органах самоуправления (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, наблюдательные комиссии и др.), частные охранные и частные сыскные предприятия.

Другим существенным признаком правоохранительной деятельности является то, что она может осуществляться не любым способом, а только в строгих рамках закона, с соблюдением установленного порядка и определенных правил, процедур. Особенно характерна строгая процедура для правосудия. Любые отступления от установленных правил, а тем более их нарушение в непосредственной деятельности правоохранительных органов недопустимы и влекут негативные последствия для тех должностных лиц, которые такие нарушения допускают.

Важным отличительным свойством правоохранительной деятельности является возможность применения в процессе ее осуществления соответствующими органами мер государственного или общественного воздействия в целях выявления, предупреждения и пресечения правонарушений, вплоть до уголовного наказания, которое применяется исключительно судом. Эти меры воздействия должны соответствовать закону и иным правовым предписаниям, а применение их – осуществляться в строгом соответствии с характером допущенного правонарушения и только в установленных пределах взыскания.

Основные задачи правоохранительной деятельности. Правоохранительная деятельность осуществляется с целью охраны и защиты права в стране. При этом в разряд приоритетных направлений выдвигается задача защиты прав и свобод человека и гражданина. Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.[1] объявила человека высшей ценностью, а соблюдение и защиту его прав и интересов – главной обязанностью Российского государства. Конституция России, развивая основные положения Декларации, закрепила широкий круг прав и свобод российских граждан (гл.2, ст.ст.17–62), которые в настоящее время в полной мере соответствуют требованиям международных стандартов по правам человека.

Утверждение прав и свобод человека и гражданина в качестве высшей ценности невозможно без обязанности государства не только признавать, но и неукоснительно соблюдать, а также защищать эти права и свободы.

В процессе правоохранительной деятельности охрана прав и свобод личности переводится в русло практического их обеспечения. Правоохранительные органы обязаны осуществлять охрану жизни и здоровья каждого индивидуума, защиту чести, достоинства, обеспечение личной свободы и неприкосновенности. Подлежат защите и охране право на неприкосновенность частной жизни, право на благоприятную окружающую среду, право частной собственности и т.д.

К числу основных задач, осуществляемых правоохранительными органами, относится также обеспечение законности, общественного порядка и общественной безопасности в стране. Они обязаны вести постоянную работу по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и иных правонарушений, а в случае совершения преступлений – оперативно раскрывать их, устанавливать и изобличать виновных, а также ограждать невиновных от необоснованных подозрений и обвинений.

Важной задачей этих органов является охрана прав и законных интересов государственных предприятий, учреждений и организаций, общественных, кооперативных, частных и иных организаций и объединений.

Правоохранительные органы решают также задачи по предупреждению и профилактике правонарушений. Безусловно, деятельность по предупреждению преступности носит общесоциальный характер. Проводимая в стране радикальная реформа хозяйственного механизма, стимулирования деловой активности граждан, их заинтересованности в результатах труда, обеспечение социальной и правовой защищенности различных слоев населения создают атмосферу в обществе, затрудняющую совершение правонарушений, преступных проявлений.

Правоохранительные органы осуществляют преимущественно специальные меры по предупреждению преступности. Непосредственное содержание этих мер – целенаправленное воздействие на криминогенные факторы в целях их устранения, ослабления, нейтрализации[i].

Каждый из правоохранительных органов профилактическую задачу решает своими средствами и методами. Профилактический эффект деятельности суда, например, реализуется в ходе выполнения его основной задачи – осуществления правого суда. Вынося справедливый приговор по уголовному делу, суд обеспечивает общую и специальную превенцию и вносит свой вклад в предупреждение рецидива.

Большой вклад в дело предупреждения правонарушений, в том числе и преступлений, вносят органы прокуратуры. Осуществляя надзор за исполнением законов всеми государственными органами, общественными и частными организациями и объединениями, прокуратура обязана принимать меры, направленные на устранение выявленных нарушений, вплоть до привлечения виновных к ответственности.

Предупреждение преступлений и других правонарушений относится к числу основных обязанностей милиции (ст.10 Закона «О милиции»). Профилактическая деятельность – общая задача как для криминальной милиции, так и милиции общественной безопасности, для всех служб и подразделений, осуществляющих борьбу с общеуголовной, экономической преступностью, организованными формами преступности, преступностью среди несовершеннолетних, охрану общественного порядка и безопасности и т.д.

Специальная профилактическая деятельность государственных правоохранительных органов дополняется системой специализированных организаций и формирований общественности, в которую входят добровольные народные дружины, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и т.д. Роль такого рода общественных объединений в последние годы значительно снизилась, что в определенной мере отрицательно сказалось на состоянии преступности. В настоящее время ставится задача воссоздания общественных объединений, которые участвовали бы в защите прав и интересов граждан, в том числе и в сфере профилактики правонарушений и преступлений. Как представляется, этому будет способствовать недавно принятый Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях».

Профилактическая направленность правоохранительной деятельности тесно связана с ее воспитательной функцией. В данной области правоохранительные органы обязаны воспитывать граждан в духе неуклонного исполнения законов, уважения к правам, чести и достоинству других граждан.

В конечном счете, основные задачи правоохранительной деятельности направлены на защиту конституционного строя, суверенитета, экономической и правовой системы Российского государства.

В целом, правоохранительная деятельность представляет собой такой вид государственной деятельности, которая осуществляется специально уполномоченными органами и направлена на обеспечение законности и правопорядка в стране, защиту прав и интересов как отдельной личности, так и целых коллективов, организаций и учреждений. Эта деятельность осуществляется путем применения мер государственного принуждения и общественного воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

По своему содержанию правоохранительная деятельность многообразна и охватывает целый ряд направлений (функций), каждому из которых, как правило, соответствует определенный вид правоохранительной деятельности: правосудие, прокурорский надзор, судопроизводство (уголовный процесс), предварительное расследование, оказание юридической помощи, обеспечение безопасности, охрана общественного порядка и т.д.

Для выполнения каждого из названных видов правоохранительной деятельности государством создаются конкретные органы, которые, соответственно, именуются правоохранительными органами.