Упражнения

И, конечно, главное условие эффективного изучения языка — это регулярные занятия каждый день. Мнемотехника позволяет на практике реализовать принцип интенсивного обучения — обучения без перерыва, в течение всего дня, так как находящаяся в памяти информация может быть использована вами для упражнений в любое время и в любой обстановке.

1. Запомните слова техникой запоминания иностранных слов. Припоминая, записывайте их хираганой.

АКАИ КРАСНЫЙ КУРУ ПРИХОДИТЬ

ХАНА ЦВЕТОК ХИТО ЧЕЛОВЕК

ХОН КНИГА МИТИ УЛИЦА

НИВА САД ИЭ ДОМ

УМИ МОРЕ ХАХА МАМА

ТИТИ ПАПА УТАУ ПЕТЬ

ХИКАРИ СВЕТ ФУЮ ЗИМА

АКИ ОСЕНЬ НАЦУ ЛЕТО

ХАРУ ВЕСНА ХОЩИ ЗВЕЗДА

ХЭЙСИ СОЛДАТ ЕМУ ЧИТАТЬ

ОКУРУ ПОСЫЛАТЬ МИРУ СМОТРЕТЬ

ЦУКУРУ ДЕЛАТЬ НЭКО КОШКА

КУРОЙ ЧЕРНЫЙ АОИ СИНИЙ

ХАТАРАКУ РАБОТАТЬ СЭЙТО УЧЕНИК

 

2. Запомните слова.

ТОРА ТИГР ДООБУЦЫ ЖИВОТНОЕ

КАНУ МЕБЕЛЬ ЦУКУЭ СТОЛ

ВАТАЩИ Я УНТЭНЩУ ШОФЕР

ЩУХУ ДОМОХОЗЯЙКА КАНАИ ЖЕНА

ЦУМА ЧУЖАЯ ЖЕНА АНАТА ВЫ

КУРУМА МАШИНА АТАРАЩИИ НОВЫЙ

КАНАМИ ЗЕРКАЛО СОРЭ ЭТО

ЯМА ГОРА KAWA РЕКА

ТОТЭМО ОЧЕНЬ ХАЙЙАЙ БЫСТРО

КАНОДЖО ОНА ТЭНАМИ ПИСЬМО

ОКУРУ ПОСЫЛАТЬ КЭРИИМИЯ КРЫМ

ЯСУМУ ОТДЫХАТЬ КАРЭ ОН

МИСЭ МАГАЗИН ИКУ ИДТИ

ИЩЯ ВРАЧ НАРУ СТАТЬ

КИ ДЕРЕВО МИРУ СМОТРЕТЬ

Домашнее задание

1. Запомните слова техникой запоминания иностранных слов. Вспомните, запишите, проверьте правильность припоминания.

АТАМА ГОЛОВА КАМИ ВОЛОСЫ

МИМИ УШИ МЭ ГЛАЗА

ХАНА ЦВЕТОК КАО ЛИЦО

КЭЧИ РОТ ХА ЗУБЫ

ЩТА ЯЗЫК НОДО ГОРЛО

КУБИ ШЕЯ КАТА ПЛЕЧИ

СЭНАКА СПИНА МУНЭ ГРУДЬ

ОППАИ ГРУДЬ (ЖЕН.) ХАРА ЖИВОТ

КОЩИ БЕДРА ХИДЗА КОЛЕНИ

АТО СТУПНЯ АЩИ НОГА

УДЭ РУКА ТЭ КИСТЬ

ЙУБИ ПАЛЕЦ ЦУМЭ НОГОТЬ

ЦУДЗО-О МОЗГ ЩИНДЗО-О СЕРДЦЕ

ТАНДЗО-О ПЕЧЕНЬ ХИХУ КОЖА

КЕЩИ УЧИТЕЛЬ КОКУБАН ДОСКА (ШК.)

ЧОКУ МЕЛ КАКУ ПИСАТЬ

УЧИ ДОМ ХАТАРАКУ РАБОТАТЬ

МОРИ ЛЕС КИНО-О ВЧЕРА

ДОКО ГДЕ? ДАЙНГАКУ УНИВЕРСИТЕТ

ТОМОДАЧИ ТОВАРИЩ ИСЫ СТУЛ

О-ОКИ-И БОЛЬШОЙ ДЭНВА ТЕЛЕФОН

ХАНАСУ ГОВОРИТЬ ЩИБАИ ТЕАТР

ГИН СЕРЕБРО КИН ЗОЛОТО

ОТОМЭ ДЕВУШКА МИННА ВСЕ

ЗАНЯТИЕ 15

67. Техника запоминания «Матрица»

Эта техника применяется для запоминания цифровых таблиц, организованных по принципу матрицы. Она позволяет осуществлять выборочное припоминание информации на пересечении горизонтальной и вертикальной строк таблицы. Типичный пример такого рода информации — таблица правильных ответов. Рассуждения будем проводить на примере запоминания билетов для сдачи экзаменов по правилам дорожного движения.

Матричная таблица выглядит следующим образом.

 

 

В таблице: вертикальный столбик (номера от 1 до 88) — это номера билетов; горизонтальная строка (от 1 до 10) — это номера вопросов в каждом билете. Остальные цифры в таблице — это номера правильных ответов на вопросы билетов.

Необходимо запомнить таблицу так, чтобы быстро ответить на вопрос: «Какая цифра находится на пересечении цифр 3 и 6?» На пересечении этих цифр в таблице стоит цифра 4.

Решить эту задачу можно разными способами. Например, можно сгруппировать цифры таблицы в двузначные числа (1 13, 21, 53, 41, 34) и, привязав к единице вертикального ряда дополнительный опорный образ, запомнить на него эти пять чисел (см. прием свободных ассоциаций, применяющийся для расширения разных методов). Нужное число может быть найдено в памяти за несколько секунд. Это хороший способ.

Можно просто запомнить все числа таблицы по порядку. Тогда для поиска необходимого ответа придется перебирать в памяти всю таблицу. Это плохой способ.

Можно использовать технику «Матрица», основная «изюминка» которой в том, что припоминание в ней основывается на мыслительной операции «Наложение образов». Тем самым она отличается от всей рассмотренной ранее техники. Рассмотрим эту технику подробнее.

В таблице правильных ответов на экзаменационные билеты по правилам дорожного движения вертикальный столбец содержит номера билетов. Их обычно 88. Цифры горизонтального столбца — это номера вопросов (картинок) в каждом билете. В одном билете 10 картинок-вопросов. В каждом вопросе написаны варианты ответов. Их не более пяти. И только один из них — правильный. Вот эти правильные ответы и заполняют всю таблицу.

Например, номер правильного ответа на 3-й вопрос билета номер 2 — 1. Номер правильного ответа на 7-й вопрос билета номер 3 — 3.

Техника запоминания следующая. С цифрой вертикального столбца (1) образуется сразу десять ассоциаций (на один и тот же образ). Числа, которые связываются с единицей, составляются из цифр номеров вопросов и цифр номеров ответов. Например: 11, 23, 32, 41, 55, 63, 74, 81, 93, 04 (десятый вопрос мы обозначаем нулем вместо десяти). Таким образом, создаются последовательно следующие ассоциации:

1 - 11, 1 - 23, 1 - 32, 1 - 41, 1 - 55, 1 - 63, 1 - 74, 1 - 81, 1 - 93, 1 - 04.

Может показаться, что вспомнить такую путаницу ассоциаций на одном образе невозможно. Тем не менее, эти ассоциации сохраняются в мозгу. Но чтобы считать их, нужно применить «хитрую» технику припоминания. Она следующая. Например, нужно ответить на вопрос: «Какой правильный ответ седьмого вопроса первого билета?» Для поиска информации в памяти вы выводите в сознание образный код единицы (еж) и на его фоне начинаете перебирать образы от 71 до 75 (71, 72, 73, 74, 75). Как только вы приложите к образу «Еж» образ «Сачок» (74), на еже усилится ранее образованная ассоциация и вы сразу почувствуете уверенность, что число 74 — искомое. В этом числе цифра 7 означает номер вопроса, а цифра 4 — номер правильного ответа.

Эта техника интересна и чисто теоретически. Она наглядно показывает голографический принцип работы памяти.

Если в ГАИ билеты разрезали и перепутали, тогда вы меняете тактику и в каждой картинке-вопросе выделяете отличительный признак (картинки хорошо запоминаются). К отличительному признаку можно привязать номер правильного ответа.