Техника запоминания географических названий

Метод наводящих ассоциаций (МНА)

Метод наводящих ассоциаций (МНА) — универсальный метод запоминания, позволяющий преобразовывать в зрительный образ или ассоциацию практически любое слово. Используется в составе других методов для запоминания географических названий, терминов, понятий, иностранных слов, фамилий, а также бессмысленных буквосочетаний. Представляет собой комбинацию описанных выше приемов запоминания: приема символизации, приема привязки к хорошо знакомой информации, приема кодирования по созвучию и приема образования слова по слогу. Какая комбинация перечисленных приемов запоминания будет использована — зависит от запоминаемого слова.

Рассмотрим этот метод на следующих примерах. Название штата США «Аляска» можно преобразовать в образ приемом кодирования по созвучию (коляска). Это же название можно превратить в образ приемом привязки к хорошо знакомой информации (куртка «аляска»). Штат Висконсин лучше запоминать приемом образования слова по слогам. В данном случае этот прием будет использован три раза (ВИС КОН СИН ВИСки КОНьяк СИНька); при этом к нему необходимо добавить прием образования ассоциативной связи с выделением основы ассоциации. Штат Айова хорошо запоминается приемом кодирования по созвучию (Айва). Часто встречаются названия, для преобразования которых в образы приходится применять сразу несколько приемов. Т.е. в одной ассоциации, обозначающей название, образы будут получены разными приемами кодирования. Например: штат Северная Дакота «Северная» преобразуется приемом символизации (белый медведь), Дакота — приемом кодирования по созвучию (ДвА КОТА). Название этого штата можно зафиксировать ассоциацией «На голове у белого медведя сидят два кота».

Получившиеся в процессе кодирования зрительные образы легко могут запомниться последовательно и при припоминании подсказывают (наводят) нужное нам слово. В результате мысленных повторений запомнившиеся в образах слова закрепляются в памяти и в дальнейшем воспроизводятся непосредственно (сразу в виде звукового сообщения).

Запомнившаяся этим методом информация безошибочно узнается в тексте.

На третьем занятии вы отрабатываете эту технику на примере запоминания географических названий — штатов США. Таким же способом запоминаются и любые другие названия.

Названия кодируются в образы (или ассоциации) методом наводящих ассоциаций. Несколько зрительных образов, обозначающих в совокупности одно название, объединяются вместе приемом образования ассоциативной связи, желательно с выделением основы ассоциации. Последовательность названий рекомендуется запоминать, связывая их с дополнительными опорными образами. В начале обучения так запоминать проще. Однако вы можете произвольно выбирать любой способ запоминания последовательности.

Последовательность опорных образов может быть подготовлена заранее или по ходу запоминания методом Цицерона, методом свободных ассоциаций и другими. В качестве опорных образов можно использовать и ранее запоминавшиеся цепочки слов. В этом случае желательно, чтобы применяемая в качестве цепочки опорных образов последовательность слов запоминалась приемом «Матрешка».

Запоминание на закрепленную в памяти последовательность образов можно условно обозначить так:

 

 

 

На этапе отработки метода наводящих ассоциаций каждое название лучше фиксировать на отдельном опорном образе. В дальнейшем запоминайте группу названий, связывая их в самостоятельный блок.

 

Двойные линии обозначают хорошо закрепленные связи между образами.

В итоге схема запоминания названий на заранее запомненную последовательность слов будет выглядеть следующим образом:

Последовательность опорных образов запоминайте приемом «Матрешка».