Оценка эффективности рекламных мероприятий
Устная реклама
Осуществляется путем устной передачи рекламной информации, как, правило, в местах скопления людей (транспортных переходах, в магазинах, на ярмарках и т.д.). Ею часто пользуются розничные и мелкорозничные продавцы. Инструментом подобной рекламы служит голос и различные приспособления для усиления звука. Главная особенность устной рекламы - в факте личного общения с покупателем. При ее проведении важную роль играют манеры поведения, одежда, умение вести диалог, глубокое знание предмета рекламы, искусство убеждать.
Оценка эффективности рекламы состоит в сопоставлении данных, характеризующих "мощность" проведенных рекламных мероприятий, затрат на рекламную кампанию с маркетинговыми результатами: ростом продаж, прибыли, доли рынка, поддержанием благоприятной конъюнктуры и т. д.
В оценке эффективности рекламы видное место отводится методуцелевых альтернатив,который состоит в сопоставлении планируемых и фактических параметров, оцениваемых как результат вложения средств в рекламную кампанию.
Например, фирмой планируются вложения в рекламу 200 тыс. руб., за счет этого объем продаж должен вырасти на 1,6 млн. руб., а прибыль на 600 тыс. руб. Фактически прибыль увеличилась на 500 тыс. руб.
Выводы:
1) стимулирование сбыта принесло фирме 300 тыс. руб. прибыли (500-200);
2) прогнозируемый эффект не был достигнут, так как фактическая прибыль на 100 тыс. руб. меньше плановой (600-500);
3) ничем не доказано, что рост продажи и прибыли обусловлены рекламой (необходима дополнительная информация);
4) целевая альтернатива была реализована лишь на 75%:
Другой метод характеристики эффективности рекламы состоит в оценке соотношений затрат на рекламу и числа запросов на рекламируемую продукцию (рассмотрим пример в табл. 4).
Таблица 4