Функции каналов товародвижения

Всистеме маркетинга сбытовые фирмы или сбытовые отделы компаний, выполняя функции каналов товародвижения, решают разнообразные задачи:

- распределение и сбыт произведенной продукции;

- закупка требуемых для производственного процесса сырья и материалов;

- установление непосредственных контактов с потребителями и конечными покупателями товаров, проведение переговоров;

- подготовка и заключение контрактов купли-продажи и контроль за их качественным исполнением;

- осуществление стимулирующей политики продвижения товара к потребителю, рекламных мероприятий, распродаж, выставочной работы и т.д.;

- участие и помощь в планировании товарного ассортимента;

- доведение товара до необходимого уровня требований потребителей конкретного рынка;

- финансирование издержек по функционированию каналов товародвижения, сбытовых операций и др.

Такой широкий спектр выполняемых сбытовыми фирмами функций обеспечивает сбыт товаров через них в большинстве случаев более эффективно и с меньшими затратами на единицу продукции, чем при прямом методе сбыта.

 

Имеется определенная тенденция к интеграции участников канала товародвижения. Преимущества интеграции канала:

1. Исследовательские- координация исследований и обмен информацией;

2. Стимулирующие- объединение маркетинговых усилий, в частности создание единой системы рекламы и воздействия на потребителя;

3. Контактные- организация связей между производителями, поставщиками сырья и материалов, торговыми структурами, общественностью и т.п.;

4. Технические- доработка товаров, в том числе их модернизация, в соответствии с пожеланиями потребителей;

5. Договорные- соглашения по единой ценовой политике, затратной политике и т.д.;

6. Организационно-логистические- согласованная политика и методология транспортировки и складирования товаров.

Различаются две формы взаимного сотрудничества участников товародвижения.

Первая носит название конвенционального маркетингового канала,участники которого действуют по принципу симбиоза. Объект согласования обычно ограничивается объемом продажи. Каждый из участников такого канала ориентирован на получение собственной максимальной прибыли, даже если его действия наносят ущерб другим участникам и каналу в целом.

Значительно более высокой степенью согласованности обладает вторая форма - вертикальная маркетинговая система.Она представляет собой единый комплекс, обеспечивающий общие интересы и стремящийся к максимизации результатов товародвижения. В этой системе один из партнеров, обычно обладающий большей экономической мощью или большим опытом рыночной деятельности, принимает на себя функции лидера.

Существуют три типа вертикальных маркетинговых систем:

13. корпоративная -создается на базе общей собственности по всей длине канала товародвижения, например организация консорциума, холдинга, скупка акций более слабых партнеров, поглощение их, слияние и т.д.; когда производитель ставит под контроль дистрибьютора, система называется интеграцией вперед,если же наоборот, дистрибьютор контролирует поставщика-производителя, то система получает название интеграции назад;

14. административная,или управляемая - все участники добровольно признают лидерство и руководящую роль одного из участников канала, обычно наиболее экономически сильного;

15. договорная- все участники канала, остающиеся независимыми, заключают между собой соглашение, в котором оговариваются все условия товародвижения.

Вариантом маркетинговых систем, обеспечивающих согласованность действий участников канала товародвижения, являются горизонтальные маркетинговые системы.Несколько фирм, имеющих общие цели сбыта и продажи товара потребителям, но не обладающих порознь достаточными финансовыми ресурсами и маркетинговыми возможностями, объединяются в компанию (с общими капиталами, общей системой маркетинговых действий и т.д.) или совместно действуют на лицензионной основе. Горизонтальная интеграция иногда принимает форму экспансии, когда одна фирма (сильнейшая) поглощает (приобретает) другие.