I. Анализ факторов, определяющих поведение покупателей.
Рынок предприятий (деловой рынок).
II. Анализ процесса покупки.
В процессе покупки человек может сыграть следующие роли:
- инициаторы, которые побуждают других людей к покупке, хотя сами могут и не приобретать товар;
- лица, влияющие на формирование решения о приобретении товара в связи с их компетентностью и авторитетом для лиц, приобретающих товар;
- покупатели, совершающие покупку;
- потребители, пользующиеся товаром;
- критики, оценивающие качество и эффект от удовлетворения потребностей за счет приобретенного товара.
Стадии принятия решений о покупке:
1. Осознание проблемы - потребитель ощущает разницу между желаемым и фактическим состоянием. Потребность может быть вызвана как внутренними (жажда, голод), так и внешними раздражителями. Достигая некоторого порогового уровня, превращается в мотивацию.
2. Поиск информации - поиск информации может быть пассивным (потребитель прислушивается к информации по интересующей его теме) и активным (потребитель активно ищет дополнительную информацию для совершения покупки).
3. Оценка вариантов. Вариант - существование товаров-заменителей.
При оценке вариантов потребитель рассматривает будущий товар с точки зрения:
1) наиболее эффективного удовлетворения потребности;
2) набора определенных, важных для потребителя свойств, связанных с удовлетворением основной потребности.
4. Решение о покупке - на решение о покупке могут повлиять отношение к предстоящей покупке других людей. А так же непредвиденные обстоятельства, которые могут изменить поведение покупателя.
5. Реакция на покупку - влияет на совершение повторных покупок, формирование общественного мнения о том или ином товаре (фирме).
Включает оптовый рынок потребительских товаров и рынок товаров промышленного назначения.
Основные отличия рынка предприятий от потребительского рынка:
1. Меньшее число покупателей.
2. Присутствие крупных покупателей.
3. Тесные отношения продавца и потребителя.
4. Географическая концентрация покупателей.
5. Вторичность спроса. Спрос определяется, в конечном счете, спросом на потребительском рынке (как для потребительских, так и для промышленных товаров).
6. Неэластичность спроса на товары промышленного назначения в краткосрочном плане.
7. Колебания спроса на товары промышленного назначения. Спрос колеблется больше, чем потребительский спрос.
8. Профессиональная подготовленность покупателей.
10. Формализованные (договорные) отношения продавца и покупателя.
11. Прямые закупки сложного и дорогостоящего оборудования непосредственно у производителей.
12. Лизинг (аренда).
Факторы, влияющие на покупательское поведение на рынке предприятий.
Факторы макросреды:
1. Уровень спроса.
2. Экономические перспективы.
3. Величина процентных ставок по кредиту.
4. Темпы материально-технического прогресса.
5. Политические события, изменения в области регулирования предпринимательской деятельности.
6. Изменения в деятельности конкурентов.
Организационные факторы:
1. Цели организации.
2. Политика.
3. Методы работы.
4. Организационные структуры.
5. Внутриорганизационные системы.
Факторы межличностных отношений:
1. Интересы.
2. Полномочия.
3. Статус.
4. Умение поставить себя на место другого.
5. Умение убеждать.