Изучение внешней макро- и микросреды маркетинга
Тема 6. Изучение и анализ внешней маркетинговой среды и условий рынка
Изучение внутренней маркетинговой среды, т.е. оценку производственно-сбытовых возможностей самой фирмы.
Внешняя макросреда маркетинга
Внешняя макросреда маркетинга включает комплекс условий деятельности фирмы в конкретном рыночном пространстве. Внешняя маркетинговая макросреда, как правило, неподвластна активному воздействию со стороны отдельной фирмы.
Анализ внешней макросреды маркетинга важен не только в процессе поиска наиболее выгодных сегментов рынка, но и при разработке оперативных и стратегических планов деятельности фирмы на уже освоенных рынках.
Основные элементы внешней макросреды маркетинга составляют следующие факторы:
- демографические;
- природно-географические и экологические;
- экономические;
- научно-технические;
- политические;
- правовые;
- культурные;
- социальные.
Демографические факторы связаны с характеристикой населения соответствующего рынка или его сегмента и включают такие основные показатели, как численность населения и его половозрастная пирамида, плотность населения, уровень и темпы рождаемости и смертности, процесс старения населения, миграции населения, удельный вес городского и сельского населения, плотность населения и т.д.
Природно-географические и экологические факторы представлены главным образом климатическими и ресурсными условиями конкретного региона. В этой части внешней макросреды маркетинга имеет большое значение задача обеспечения экологической защиты при организации и ведении бизнеса, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Экономические факторы определены темпами экономического роста и объемами производства и торговли соответствующих регионов, уровнем и распределением текущих доходов, расходов и сбережений населения, кредитными возможностями и др.
Научно-технические факторы формируются условиями развития научно-технического прогресса, а именно: объемами государственных и частных капиталовложений в развитие науки и техники, количеством ученых, изобретателей и объемом запатентованных ими открытий и изобретений, оснащенностью научно-технических институтов и лабораторий и т.д.
Политические факторы - политическая стабильность или нестабильность, содержание правительственных программ и программ ведущих партий, основная направленность и характеристики государственного регулирования экономической жизни и т.д.
Правовые факторы важны для определения оптимальности и перспективности ведения деятельности. Т.е. необходимо учитывать правовые нормы, регулирующие предпринимательство в пределах конкретного рынка, обеспечивающие защиту прав потребителя, контроль за доброкачественностью и безопасностью товаров, охрану окружающей среды и т.д.
Культурные факторы определяют запросы потребителей по отношению к товарам и услугам и связаны с такими характеристиками, как уровень образования и профессия, степень приверженности основным традиционным культурным ценностям, религиозные представления, отношение к самим себе, подверженность влиянию референтных групп, жизненная позиция, стиль и образ жизни и т.д.
Социальные факторы характеризуются положением отдельных социальных слоев общества, распределением его по принадлежности к различным классам, степенью полюсности или сглаженности различий в социально-экономическом положении отдельных групп населения, уровнем социальной стабильности, характером социальных конфликтов и социальной борьбой и т.д.
Внешняя микросреда маркетинга
Внешняя маркетинговая среда имеет и микросреду, т.е. группы фирм, организаций или отдельных лиц, которые имеют непосредственные связи или прямое отношение к обеспечению работы фирмы. Это:
- потребители;
- конкуренты;
- посредники;
- поставщики;
- контактные аудитории.
Под «контактными аудиториями» понимаются организации и учреждения, а также социальные группы, которые не являются прямыми партнерами по бизнесу, однако представляют интерес с точки зрения обеспечения предпринимательского успеха самой фирмы и способны оказывать влияние на реализацию поставленных ею целей. В контактные аудитории входят:
1. финансовые круги: банковские и кредитные организации, фонды, страховые, инвестиционные и брокерские компании и др.
2. средства массовой информации.
3. государственные учреждения: государственные таможенные и налоговые службы, государственные санитарные учреждения и. др.
4. общественные организации: политические партии, общества в защиту прав потребителей и др.
5. местные органы власти.
6. широкая общественность.