Николай П.

В 1894 г. на престол взошел царь Николай П. Ему суждено было стать последним российским императором. Он не обладал ни сильным характером, ни государственным кругозором. Большое влияние на него имели мать (вдовствующая императрица Мария Федоровна), жена (императрица Александра Федоровна), К.П. Победоносцев, а в последние годы правления Г.Е. Распутин. Все это оказалось губительно не только для его семьи, но и для всей России.

С середины 90-х годов XIX в. общество ожидало либеральных перемен. Однако в первой же публичной речи новый царь решительно отмел идею о малейшем ограничении самодержавия. Этим он положил начало расколу между верховной властью и либералами. Суть внутренней политики правительства Николая П состояла в том, чтобы не поступиться основными самодержавными принципами и в то же время снять социальную напряженность в стране.

Для решения рабочего вопроса правительство пошло на расширение фабричного законодательства, так как одними репрессиями нельзя было погасить недовольство. В 1897 г. был принят закон об ограничении рабочего дня 11,5 часами. Были расширены права фабричной инспекции, призванной следить за нарушением законов предпринимателями, гасить возможные причины забастовок. В 1903 г. был принят закон о компенсациях фабрикантами рабочим, получившим травму на производстве. Эти постановления правительства не выполнялись.

"Попечительная" политика правительства выражалась и в создании легальных рабочих организаций под наблюдением полиции. Цель состояла в том, чтобы отвлечь пролетариат от антиправительственной борьбы. На некоторое время часть рабочих увлеклась идеей сотрудничества с властями и начала участвовать в "зубатовских" организациях, названных по имени их инициатора, начальника Московского охранного отделения С.В. Зубатова. Законом 1903 г. рабочим было разрешено выбирать старост, следивших за соблюдением предпринимателем условий найма. Политика "полицейского социализма" натолкнулась на сопротивление фабрикантов, решивших, что полиция натравливает на них трудящихся, и на недоверие самих рабочих, которым надоело ждать обещанных реформ.

Для решения аграрно-крестьянского вопроса правительство учредило в 1902 г. "Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности". Предложения С.Ю. Витте о расширении имущественных и гражданских прав крестьян, о переходе от общинного к хуторскому землевладению правительство (под напором консервативной бюрократии) посчитало преждевременными. Манифест в феврале 1903 г. подтвердил неприкосновенность общинного землевладения. Однако в 19031904 гг. был принят ряд законов, облегчавших отдельным крестьянам выход из общины, позволявших переселяться на казенные земли и уравнивавших крестьян в правах с другими сословиями. Эти частичные уступки не решили аграрно-крестьянский вопрос.

В своей внутренней политике начала XX в. правительство не смогло удовлетворить запросы ни одной социальной группы. Даже помещики были недовольны, так как, по их мнению, власть оказалась неспособной защитить ни себя, ни свою социальную опору. Среди консервативномонархической части населения (помещики, духовенство, купцы и мещане) появилась идея создания политических или общественных организаций для помощи правительству в его борьбе с революционерами и либералами.