Тема 5. Изучение товара

Товар - важнейшая категория маркетинга. Создание товара, отвечающего требованиям потребителей, и выведение его на рынок - одна из главных задач маркетинга производственной фирмы.

Товаром называется продукт человеческой или природной деятельности, а также услуга, обладающие полезными свойствами и предназначенные для продажи.

Продуктоммогут быть материально-вещественные предметы (изделие, сооружение, здание, земельный участок, природное сырье, представитель растительного и животного мира и т.д.), а также нематериальные формы результатов трудовой деятельности (интеллектуальный продукт - идея, научное и художественное произведение, патент, лицензия, информация и т.п., коммерческий продукт - предприятие, ценные бумаги, марка товара, наименование и имя фирмы и т.п.).

Услугапредставляет собой действие, направленное на удовлетворение определенных потребностей. Как правило, услуга не создает материальных ценностей, она неосязаема. Некоторое исключение - ремонтные работы, восстанавливающие первоначальный материальный товар, а также услуги индивидуального пошива. Услуга неотделима от своего производителя и орудия ее создания. Услуга проявляется в виде какого-то эффекта, результата или выгоды, которые получает потребитель. Очень часто производство и потребление услуги неразделимы во времени и в пространстве.

Таким образом, товар имеет две характеристики: полезность и способность продаваться (обмениваться на деньги). Отсутствие хотя бы одного из признаков свидетельствует о том, что явление или процесс товаром не являются.

Товарная масса состоит из товарных единиц,т.е. из обособленных величин, обладающих всеми признаками и свойствами товара. Это минимальная величина, на которую можно разделить товарную массу без потери присущих ей свойств. Кратким определением товара является артикул- символ, имя собственное отдельной разновидности товара. Товарные единицы объединяются в товарные группыпо признаку потребительской или технологической общности либо по характеру использованного сырья и отраслевому происхождению. Совокупность всех товарных групп, предлагаемых фирмой, называется товарной номенклатурой.Например, в товарную номенклатуру входят продовольственные товары, предметы домашнего обихода, культуры, спорта и т.д.

Отдельный товар, единый по своему потребительскому назначению, имеет некоторое число видов, подвидов, разновидностей, отличающихся друг от друга незначительными потребительскими свойствами (конкретная модель, марка, размер, цвет, цена, и т.п.), каждый из которых носит название ассортиментной позиции, аих совокупность - ассортимента.

Ассортиментной группой считается совокупность ассортиментных позиций, объединенных признаками функционирования (например, ассортимент телевизоров)или общности продажи одним и тем же категориям потребителей (детская одежда),или продажей через одну и ту же группу торговых предприятий (аптечные товары), или торговлей в определенном диапазоне цен (ассортимент дешевыхтоваров).

В практике маркетинга используются понятия:

основного ассортимента,т.е. той совокупности товаров, которая обеспечивает большую часть прибыли;

дополнительного ассортимента,куда входят сопутствующие товары и товары, дополняющие основной ассортимент;

углубленного ассортимента,включающего товары, удовлетворяющие уникальные желания потребителей.

Ассортимент имеет несколько характеристик: широту (ширину)- численность ассортиментных групп; глубину- число вариантов каждого товара в рамках ассортиментной группы; гармоничность- степень близости между товарами различных ассортиментных групп; насыщенность- общее фактическое число товаров, представленное в товарной номенклатуре.

Существует множество товаров одинакового потребительского назначения и близких по внешнему виду, но выпускаемых различными конкурирующими фирмами. Необходим четкий опознавательный знак, позволяющий потребителю ориентироваться в мире товаров. Роль такого знака играет маркатовара.

Марка (товарный знак) - это символ, термин, рисунок или их сочетание, предназначенные для идентификации товара.

В марке объединяются два самостоятельных элемента: фирменная эмблема,т.е. рисунок или окраска, позволяющие отличать одну марку от другой, и марочное название (логотип)- специально разработанное, оригинальное начертание слов, букв, представляющих полное или сокращенное название фирмы или товара, их девиз, т.е. ту часть марки, которую можно прочесть.

Как правило, марка используется в рекламных целях. Покупатель связывает конкретную марку с определенной фирмой и рассматривает ее как гарантию качества товара. Обычно цена фирменных (марочных) товаров на 15-20% выше, чем немарочных. Своеобразным дополнением (иногда - заменой) фирменной марки служит фирменная упаковка.

Различаются два вида марок: фабричная марка,или марка производителя, и торговая марка(марка дистрибьютора или дилера). Марка товара сама является интеллектуальным продуктом, может быть предметом купли-продажи или долгосрочной аренды, когда крупная, известная фирма продает право помещать свою марку на изделиях менее известной фирмы. Такая покупка/аренда называется френчайзингом.

Марка товара регистрируется в государственных органах и получает юридическую защиту. Владельцу предоставляется право помечать свои товары знаком R в круге (в некоторых странах - ТМ), что подтверждает его регистрацию и международную правовую защиту.

Свойства и классификация товаров

Каждый товар обладает потребительской полезностью, т.е. может удовлетворять какую-либо потребность или несколько потребностей. Товары различаются наборами полезных свойств, однако и одноименные товары, выпускаемые разными фирмами, и различные модификации одного и того же товара имеют неодинаковый уровень качества. Это отражается на покупательском спросе. Поэтому одной из ведущих проблем маркетинга является управление качествомтовара.

Качество - совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Полезные свойства товара - инструмент маркетинга, с помощью которого можно регулировать спрос. Классификация потребительских свойств представлена на рис. 3.

 

 

Рис. 3. Основные потребительские свойства товара

 

К физическимсвойствам товара относятся материальные характеристики: форма, вес, объем, цвет, вкус, запах, прочность, надежность, срок службы, технологические параметры, материал, из которого изготовлен продукт. Часто форма товара обусловлена технологическим процессом или, функциональным назначением товара. Однако некоторые физические свойства товара (форма, цвет, запах, вкус, фактура материала и т.д.) тесно связаны со следующей группой свойств - с эстетикой товара.

Эстетическиесвойства товара субъективны, они зависят от уровня потребительской культуры, исторических, национальных, возрастных особенностей, воспитания, образа жизни. К этим свойствам относятся: дизайн- внешний облик продукта, его эстетическое совершенство и привлекательный вид, и стайлинг- художественное конструирование, соответствие изделия определенному стилю, какому-либо направлению в моде, красота, изящество, отделка и т.д.

К этой же группе свойств относят тесно связанную с эстетикой эргономику,т.е. приспособленность товара к потребителю, удобство и безопасность в использовании. Эргономичность товара зависит, кроме того, от времени и сложности ухода за изделием в процессе его эксплуатации потребителем.

Функциональныесвойства обеспечивают удовлетворение потребностей и отражают предназначение товара, его полезность. Ради этих свойств товар приобретается потребителем. Как бы ни был удачно оформлен товар, если он плохо выполняет свою главную функцию, он не будет пользоваться спросом.

В отличие от функциональных, заложенных в товар производителем, символическиекачества выражают те свойства, которые им приписывает сам потребитель. Товар для данного покупателя имеет ценность не потому, что обладает действительно полезными потребительскими качествами, а потому, что он придает потребителю определенный социальный статус, позволяет занять в собственных глазах или в общественном мнении более высокую ступень в социальной иерархии. Иначе говоря, товар обладает престижной ценностью, удовлетворяет потребность покупателя в самовыражении и самоуважении (занимает "верхние этажи" пирамиды потребностей).

Экономическиесвойства охватывают его цену, экономичность (например, затраты энергии на единицу эффекта при его эксплуатации, экономия времени при использовании данного изделия по сравнению с аналогичным, но менее производительным изделием и т.п.). Именно на эти свойства товара ориентируется определенная группа потребителей (так называемые "экономные" покупатели). Некоторые из них готовы пожертвовать какими-то другими качествами в пользу данного.

К последней категории свойств товара относятся дополнительные.Их набор связан с понятием сервиса.В него входят обязательное допродажное и послепродажное обслуживание: наличие инструкции к товару, гарантия безотказной работы в течение определенного времени, дополнительное оборудование и запасные части, продажа сопутствующих товаров, монтаж изделия, ремонт и т.д. К ним можно добавить манипуляциютоварами: обеспечение их сохранности, разделение товара на части, удобные для потребления или транспортировки. Эти свойства служат средством привлечения к товару внимания потребителей.

Составным элементом товара является упаковка- средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту товара от влияния внешней среды и связанных с этим потерь и повреждений, а также облегчающих процессы транспортировки, хранения и реализации. Кроме того, упаковка служит целям экологической охраны и является носителем рекламы. Самостоятельным видом упаковки является тара- емкость для некоторого количества товарных единиц.

 

Товары могут быть классифицированы по ряду признаков.

1. по товарной специализации:

10. продукты производственного назначения- сооружения, оборудование, сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, детали;

11. услуги производственного назначения- услуги по эксплуатации и ремонту, монтаж и установка оборудования, транспортные, деловые, консалтинговые услуги (в том числе маркетинговые);

12. продукты потребительского назначения- продукты питания, предметы культурно-бытового назначения и домашнего обихода, транспортные средства, предметы гигиены и санитарии, парфюмерия, галантерея, топливо и строительные материалы, ювелирные изделия и прочие;

13. услуги потребительского назначения- бытовые, жилищно-коммунальные, транспортные, медицинские и спортивно-оздоровительные, гостиничные, туристские, развлекательные, культурно-просветительские, образовательные, юридические и др.

2. по циклу потребления. Большинство продовольственных товаров относится к категории разового, или моментного, потребления. У них высокая частота возобновляемости спроса. Некоторые, такие как хлеб, приобретаются практически ежедневно. Некоторые, как например мясопродукты, приобретаются впрок и расходуются постепенно в течение какого-то отрезка времени. Такие продукты называются товарами повседневного спроса,или товарами текущего спроса.Из них можно выделить товары немедленного потребления,к которым относится обеденная продукция ресторанной индустрии, а также некоторые услуги.

Непродовольственные товары, как правило, имеют более длительный цикл потребления и значительно меньшую частоту покупок. Из них можно выделить расходуемые изделия (парфюмерия, предметы гигиены, аптечные товары, фотоматериалы, аудио- и видеокассеты, галантерея и т.п.), а также мелкие предметы туалета, достаточно часто возобновляемые. Эти товары относят к категории товаров постоянного спроса.Мебель, посуда, большинство товаров культурно-бытового назначения используются длительное время, их называют товарами длительного пользования.Их возобновляемость зависит от факторов физического и морального износа и от дохода покупателей. Некоторые дорогостоящие или уникальные товары приобретаются единожды и относятся к категории товаров особого, или разового, спроса.