Тема 1.2. ЗНАЧЕНИЕ ТУРИЗМА В РЕШЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ОБЩЕСТВА

Возможности экономического воздействия туризма. Пассивный и активный туризм. Туристический баланс. Внутренний туризм. Влияние туризма на развитие потребительского спроса, функционирование отраслей, выпускающих потребительскую, сувенирную и специальную туристическую продукцию, а также на увеличение доходов транспортных, развлекательных предприятий, средств размещения, общественного питания, связи, спортивно-оздоровительных центров, санаторно-курортных учреждений. Туризм и валютные поступления.

Проблемы местного туризма и пути их решения.

Туризм и социальные проблемы общества. Туризм и повышение уровня жизни трудящихся. Роль туризма в решении проблемы безработицы. Экологическое воздействие туризма. Факторы развития туризма, требующие межотраслевой координации на государственном уровне.

Гуманитарное значение туризма. Туризм как совмещение отдыха с познанием, рекреации с развлечением. Мирная направленность туризма. Интеллектуальное содержание туризма и экскурсий. Туризм и воспитание подрастающего поколения.

Исходным пунктом в анализе экономической роли туризма является утверждение о том, что высокий престиж туризма в структуре факторов социального развития прежде всего определяется ее присутствием во всех сферах экономики любого общества (производство благ и услуг, распределение благ и услуг, а также обмен товарами и потребление). Поскольку туризм по своей сути является одной из форм потребления, то туризм, как любой другой вид потребления, становится причиной многочисленный последствий во всех сферах экономики.

Исходя из этого можно утверждать, что туристы, реализующие собственные цели путешествий, становятся потребителями многих благ и услуг (носителями спроса на различные туристические услуги). Можно также утверждать, что туризм относится к сфере экономического обмена и разделения. Подтверждением этого является присутствие туризма в формировании модели потребления.

Экономические результаты туризма касаются и внутреннего и международного туризма. Внутренний туризм является важным фактором социально-экономического развития территорий туристического пребывания. Туристы нуждаются в коммуникационных, гастрономических, гостиничных, информационных и прочих услугах. Если в туристическом регионе соответственно организовано предложение туристических услуг и материальных благ, то деньги в форме туристических трат могут стать существенным источником доходов домашних хозяйств их жителей, занимающихся оказанием этих услуг.

В основе доходности туризма (помимо природных условий данной туристической местности) лежит созданный определенный пакет предложений экономических туристических благ. Слияние динамики туристического движения с предложением туристических благ является источником разносторонних экономических прибылей. Внешним проявлением этого является рост бюджетного дохода, обеспечивающийся повышением доходов субъектов туристического хозяйствования.

Внешним проявлением реализации экономической функции внутреннего туризма является также ее роль как инструмента перемен в пространственной структуре разделения национального богатства.

Экономическая функция туризма играет особую роль в жизни страны, поскольку она является важнейшим элементом международной торговли, оказывающим существенное влияние на национальную экономику в целом. По мнению исследователей, иностранный въездной туризм дает результаты, сопоставимые с теми, что приносит экспорт товаров и услуг, т.е. туризм является одной из наиболее результативных отраслей экономики.

Экономическая роль иностранного туризма проявляется в том, что во многих странах мира именно туризм является существенным источником валютных поступлений, позволяющим покрывать дефицит платежного баланса данной страны.

Мерой экономического значения иностранного туризма (особенно въездного) для данной страны или конкретного региона является доля доходов от туризма в общем доходе государства от экспорта товаров и услуг. Этот факт подтверждают статистические данные, касающиеся экономических показателей в отдельных европейских странах в конце ХХ столетия[3]. В Испании этот показатель составлял 21.2%. в Греции – 19.5%, в Турции – 15,7%, в Португалии – 14,9%, в Швейцарии – 9,1%, в Италии 7,2%, в Великобритании – 3.4%.

Немаловажным показателем роли иностранного туризма в экономике данной страны или целого туристического региона является соотношение поступлений от туристической деятельности с общим национальным доходом. В международных социологических исследованиях по проблемам туризма принят принцип: если это отношение больше единицы то поступления от иностранного туризма существенны для конкретной национальной экономики.

В ряде стран иностранный туризм занял одно из первых мест в списке экспортных отраслей. Первое место он занимает в Испании, Мексике, Греции; второе—третье в Австрии, Швейцарии, Италии, Дании, Ирландии, Марокко. Современный туризм в последние 5—10 лет приобрел (по выражению зарубежной прессы) «промышленный характер», становясь «быстро растущей индустрией». Сейчас имеется несколько стран, где ежегодные поступления от иностранных туристов исчисляются в миллиардах долларов в год (США, Канада, Испания, Италия, ФРГ, Франция и в последние годы Англия)[4].

Анализируя экономическую роль туризма следует обратить внимание на достаточно существенное условие его функционирования, особенно на туристические инвестиции. Оказывается, что стремление к увеличению доходов от внутреннего и иностранного туризма вынуждает следить за ростом туристического продукта, подкрепленным новыми инвестициями в широко понимаемой туристической экономике. На основе вышесказанного можно утверждать, что расширение услуг непосредственно в сфере туризма (гостиницы, гастрономия, розничная торговля, все оборудование для отдыха, занятия спортом и т.п.) вынуждает увеличить ресурсы в сфере производства и услуг в различных отраслях национального хозяйства, так или иначе связанных с обслуживанием туристического движения (например, дорожное строительство, общественный транспорт, туристическая промышленность, сельское хозяйство и т.д.)

Итак, туризм, удовлетворяя разнообразные потребности, является важной статьей национального дохода. Поэтому такие формы туризма, как детский туризм и туризм молодежи, санаторный и реабилитационный туризм – это не только важные статьи национального дохода, но и инструмент трансфера национального дохода из одних областей, регионов, стран и даже континентов в другие, менее благополучные в экономическом отношении.

 

 


Раздел II. Организационные основы туризма