Методика работы над лирическими произведениями.

а) Методика чтения лирических стихотворений.

В лирических стихотворениях предметом изображения становятся переживания, чувства человека.

В литературоведении лирика делится на пейзажную, политическую, патриотическую, философскую.

В хрестоматиях по чтению представлена главным образом пейзажная и социально-политическая лирика.

В методической литературе (Е.Л.Глинская, А.А.Абдуллина и др.) отмечаются условия, влияющие на полноценность восприятия учащимися данного вида произведений (пейзажная лирика) и творческое воспроизведение их эмоционально-образного содержания. Таких условий три.

1. Наличие у учащихся жизненных представлений, адекватных авторским или приближающихся к ним.

2. Развитие у учащихся внимания к переживаниям героев произведений, настроению и чувствам. Целенаправленная работа над обогащением лексики детей словами, обозначающими чувства и оттенки чувств, состояние и настроение (радость, страх, печаль, грусть, гордость; спокойно, взволнованно, торжественно).

3. Формирование у учащихся творческого воссоздающего воображения.

К восприятию лирического стихотворения должна быть подготовлена в первую очередь эмоциональная сфера детей.

При подготовкек чтению стихов о природе учитель прежде всего определяет место и время проведения экскурсии, тщательно отбирает репродукции картин художников, слайды, цветные фотографии, музыкальные произведения, т.е. то, что может повлиять на эмоциональное состояние, может вызвать настроение, созвучное выраженному в произведении.

Особенно внимательно нужно отнестись к подбору биографического материала о писателе. Поскольку лирическое стихотворение проникнуто тем или иным настроением, то учитель может кратко рассказать о поэте, но так, чтобы была понятна его грусть или радость, тревога.

Очень эффективным является прослушивание музыкальных произведений: у детей создаётся настрой, адекватный авторскому, что способствует правильному эстетическому восприятию стихотворения, благотворно сказывается на выразительности чтения. Например, перед чтением стихотворения А.С.Пушкина «Зимняя дорога» учитель рассказывает о ссылке поэта в Михайловское, о тяжести разлуки с близкими ; также сообщает о том, как передвигались на лошадях в то уже далёкое от нас время, когда не было железных дорог, и предлагает учащимся прослушать романс Гумилёва «Однозвучно звенит колокольчик». Грусть поэта становится понятной школьникам, хотя ничего подобного не было в их жизненном опыте.

При первичном восприятии читать лирическое стихотворение должен сам учитель, причём наизусть.

Процесс изучения пейзажного лирического стихотворения в целом имеет ту же модель, что и любое художественное произведение: от первичного синтеза к анализу и через него к синтезу более высокого качества.

Предмет анализа – живописный образ, нарисованный поэтом с помощью художественных средств языка. Живописный образ сложен. Поэтому на уроке после первичного восприятия стихотворения учащиеся вычленяют составные части образа – его взаимосвязанные компоненты. Детям предлагаются вопросы:

-- Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? Какое чувство выразил поэт, описывая весну? Докажите.

-- Какой вы представили себе берёзку (черёмуху и т.п.)?

После чтения стихотворения детьми про себя учитель предлагает рассказать, какие картины они «видят». Учащиеся читают строчки, рисующие одну какую-либо картину, и говорят, что они представили, т.е. учащиеся создают словесную картину, созданную их воображением на основе слов автора. Детям предлагаются задания, побуждающие к повторному чтению теста, лексико-стилистическому анализу каждой из его частей картин.

Целенаправленная работа над изобразительными средствами является одним из важнейших условий раскрытия эмоционально-образного содержания лирического стихотворения. В процессе анализа стихотворения школьники учатся читать выразительно, передавая авторское отношение к изображённому. Работа над стихотворением обычно заканчивается выразительным чтением всего текста.

При анализе лирического произведения очень важно не разрушить живописный образ произведения, а помочь ребёнку приблизиться к нему, затронуть детские чувства, возбудить у учащихся воссоздающее, творческое воображение.

Социально – политическая лирикапередаёт авторское отношение к окружающему его миру. Объектом изображения являются общественные события, факты истории, Родина. В процессе анализа выясняется, как, с помощью каких изобразительных средств автор описал то или ионе событие, какими словами выразил свои чувства, к чему он призывает в стихотворении. Учащиеся определяют тему и главную мысль стихотворения, учатся читать выразительно.