Бюджетное устройство и принципы построения бюджетной системы
Экономическое содержание и функции государственного бюджета
Бюджет государства
Бюджету принадлежит ведущее положение в финансовой системе государства. Обязательными признаками государственных финансов вообще и госбюджета в частности является:
· наличие товарно-денежных отношений в обществе;
· наличие государства как органа управления;
· наличие первичного распределения ВВП.
Как экономическая категория, бюджет – это финансовые отношения, возникающие между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при распределении, перераспределении национального дохода, формировании и использовании общегосударственных целевых денежных фондов с целью стабильного социально-экономического развития общества.
Бюджет в материальной форме представляет собой централизованный фонд денежных средств, предназначенный для финансового обеспечения задач и функций государства. Основным источником его формирования является национальный доход общества, но в условиях недостатка государственных ресурсов бюджет может пополняться за счет национального богатства.
Государственный бюджет является основным финансовым планом страны на текущий год и плановый период – плана образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или административно-территориального образования, утверждаемого соответствующими законодательными (представительными) органами государственной власти.
Государственный бюджет как часть финансовой системы и как основной финансовый план страны в обязательном порядке имеет правовую форму, является юридической категорией и имеет силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти – парламентом.
Бюджетное устройство определяется государственным устройством – административно-территориальным и национально-территориальным и как федеративное государство имеет три уровня – федеральный, региональный и местный.
Бюджеты любого уровня имеют в своем составе доходную и расходную части. Свод бюджетов всех уровней по РФ или соответствующей территории называется консолидированным бюджетом. Такой объединенный бюджет законодательными органами не утверждается и используется для аналитических и статистических целей.
Государственному бюджету, как основной категории финансов, присущи следующие функции:
- перераспределение национального дохода;
- государственное регулирование и стимулирование экономики;
- финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства;
- контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.
Государственный бюджет оформлен как бюджетная система РФ, которая представляет собой целостную совокупность всех бюджетов, существующих на территории страны, основанную на экономических отношениях и юридических нормах.
Построение бюджетной системы зависит от формы государственного и административного устройства страны. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.
Россия - федеративное (объединенное, союзное) государство с формой государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенна и состоит из федерального бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов
Бюджетная система Российской Федерации - это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства.
Россия как республика с федеративным устройством имеет трехуровневую бюджетную систему:
· Федеральный уровень включает федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
Региональный уровень включает республиканские бюджет республик в составе РФ, краевые бюджеты, областные бюджеты, бюджеты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов( территориальный фонд обязательного медицинского страхования);
В связи с реформой межбюджетных отношений, одной из задач которой является усиление значения местных финансов и расширение сферы их применения, в России начало формироваться разделение местных бюджетов на два уровня. Законом о принципах организации местного самоуправления предусмотрено, начиная с 2006г., разделение местных бюджетов на бюджеты двух уровней:
· Местный уровень:
1) бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга
2) бюджеты городских и сельских поселений.
Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.
Бюджеты государственных внебюджетных и территориальных государственных внебюджетных фондов впервые включены в состав бюджетной системы РФ с 1999 года согласно введенному в действие Бюджетному кодексу РФ.
ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений» предусматривает изменение бюджетного устройства и общих принципов организации бюджетной системы, начиная с 2006 года. С 2004 года начался процесс региональной интеграции, ведущий к сокращению количества субъектов РФ, что позволяет сделать более подвижными управленческую, экономическую и бюджетную системы.
С 1 декабря 2005г. образован Пермский край, объединив граничащие между собой субъекты РФ – Пермскую область и Коми-Пермяцкий автономный округ;
с 1 января 2007г. образован Красноярский край в результате объединения Красноярского края, Таймырского автономного округа и Эвенкийского автономного округа;
с 1 июля 2007 г. – Камчатский край, в результате объединения Камчатского области и Корякского автономного округа;
с 1 января 2008 г. – Иркутская область, объединив Иркутскую область и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ;
с 1 марта 2008 г. – Забайкальский край, объединив Читинскую область и Агинский Бурятский автономный округ.
Тенденция сокращения субъектов РФ за счет их объединения сохраняется.
Основными задачами бюджетов являются:
- аккумуляция бюджетных средств,
- распределение и перераспределение государственных средств по вертикали (между центром управления и нижестоящими уровнями),
- распределение и перераспределение государственных средств по горизонтали (между органами управления одного уровня).
Бюджетная система РФ построена и функционирует на следующих основополагающих принципах:
· единства бюджетной системы (единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, порядок финансирования расходов бюджетов, ведения бухгалтерского учета средств бюджетов),
· разграничения доходов и расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между уровнями бюджетной системы,
· самостоятельности бюджетов разных уровней,
· равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований,
· полноты отражения доходов и расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов,
· сбалансированности бюджета,
· результативности и эффективности использования бюджетных средств,
· прозрачности бюджета,
· достоверности бюджета,
· адресности и целевого характера бюджетных средств,
· подведомственности расходов бюджетов,
· единства кассы.
Бюджетная система может выступать как целостная совокупность лишь в том случае, если между отдельными ее составляющими складываются связи, оформленные бюджетным законодательством. Эти взаимосвязи представляют собой структуру бюджетной системы, включающую:
· отношения между бюджетами разных уровней - вертикальные связи,
· зависимость доходных и расходных статей бюджетов любого уровня - горизонтальные связи.
Группировка доходов и расходов всех уровней бюджетной системы осуществляется на основе бюджетной классификации РФ. Законодательные органы субъектов РФ и органы местного самоуправления при утверждении бюджетных классификаций соответствующих бюджетов вправе производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, но при этом не имеют права нарушать общие принципы построения и единства бюджетной классификации РФ.
Литература
Нормативные правовые акты
1. Налоговый кодекс ч.1 от 31 июля 2007 г. с изменениями и дополнениями.
2. Налоговый кодекс ч.2 от 05 августа 2000 г. с изменениями и дополнениями.
3. Бюджетный кодекс от 31 июля 1998 г. с изменениями и дополнениями.
4. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов» от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ.
5. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов» от 08 ноября 2008 г. № 193-ФЗ.
6. Федеральный закон «Об исполнении федерального бюджета за 2008 год» от 28 декабря 2009 г. №382-ФЗ.
7. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ.
8. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» от 02 декабря 2009 г. № 308-ФЗ.
9. Федеральный закон «Об исполнении федерального бюджета за 2009 год» от 03 октября 2010 г. №225-ФЗ.
10. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» от 02 декабря 2009 г. № 308-ФЗ.
11. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» от 23 июля 2010 г. № 185-ФЗ.
12. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 17 июля 1999 г. № 165-ФЗ.
13. Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» от 24 июля 2002. № 111-ФЗ.
14. Федеральный закон «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» от 13 ноября 1992 г. № 3877-1-ФЗ.
15. Федеральный закон «О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставленных Российской Федерации иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям» от 26 декабря 1994 г. № 76-ФЗ.
16. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ с изменениями и дополнениями в редакции от 25 ноября 2009 г.
17. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02 декабря 1990 № 395-1 (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 04 октября 2010 г.).
18. Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ.
19. Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ в редакции от 05 апреля 2010 г.
20. Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ.
21. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ в редакции от 22 июля 2010 г.
22. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.
23. Указ Президента Российской Федерации «О Федеральном казначействе» от 8 декабря 199-2 г. № 1556 в редакции от 15 июня 2010 г.
24. Указ Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. № 314 в редакции от 22 июня 2010 г.
25. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» от 25 июля 1996 г. № 1095.
26. Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке управления средствами резервного фонда от 29 декабря 2007 г. № 995.
27. Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2010 год / Приложение к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год».
Книги и статьи
28. Акперов И.Г., Коноплева И.А., Головач С.П. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации. М.: Финансы и статистика, 2008.
29. Безденежных А. В. Институт казначейства как инструмент государственного влияния на экономику государства // Финансы. 2008. № 2. С. 25-27.
30. Бурцев В. В. Государственный финансовый контроль: методология и организация. М., 2007.
31. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. пособие / А.З. Селезнев / под ред. проф. В.Ю. Катасонова. – М.: Магистр, 2009.
32. Вавилов Ю. Я. Государственный долг. М.: Перспектива, 2007.
33. Государственные и муниципальные финансы: учебник / Под ред. С.И. Лушина, В.А. Слепова. - М.: Экономист, 2008.
34. Государственные и муниципальные финансы: учеб. пособие / О.Б. Иванова, С.Н. Рукина, И.П. Денисова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
35. Гринкевич Л.С., Сагайдачная Н.К., Казаков В.В., Рюмина Ю.А. Государственные и муниципальные финансы России: учебное пособие. — М.: Кнорус, 2007.
36. Данилов Ю. А. Рынки государственного долга: мировые тенденции и российская практика. М.: ГУ-ВШЭ, 2008. 123 с.
37. Данилевский Ю. А., Овсянников Л. Н. Финансовый контроль в обновленном бюджетном процессе // Финансы. 2009. № 5. С. 69-73.
38. Долгосрочные финансово-экономические приоритеты развития России // Финансы. - 2009. - № 5.
39. Доронин Ю. М., Селезнев А. 3., Чередниченко Л. Г. Россия: экономический рост. М.: Издательский дом «Финансовый контроль», 2008. 312 с.
40. История Министерства финансов России: в 4 т. / гл. ред. А. Л. Кудрин. М.: ИНФРА-М, 2002.
41. Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2007-2009 годах // Финансы. 2010. № 5. С. 15-22.
42. Крутякова Ю.А. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие. - М.: Приор, 2008.
43. Лушин С. План финансов М. М. Сперанского // Финансы. 2008. № 1. С. 70-74.
44. Малиновская О.В., Скобелева И.П., Бровкина А.В. Государственные и муниципальные финансы. – М.: Кнорус, 2010 г.
45. Подъяблонская Л.И. Государственные и муниципальные финансы. – М.: Юнити-Дана, 2010 г.
46. Принципы эффективного и ответственного управления общественными финансами // Финансы. - 2009. - № 10.
47. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год.
48. Прокофьев С. Е., Назарова И. В. Организация исполнения федерального бюджета в ФРГ // Финансы. 2007. № 6. С. 67-72.
49. Свищева В.А. Государственные и муниципальные финансы. Практикум. – М.: Издательство Дашков и Ко., 2010 г.
50. Селезнев А. 3. Об использовании стабилизационного фонда // Экономист. 2009. № 9.
51. Селезнев А. 3. Условия активизации инвестиционного процесса // Экономист. 2008. № 4.
52. Селезнев А. 3. К вопросу о повышении качества управления государственными финансами // Право и управление. XXI век. 2009. № 2. С. 63-72.
53. Селезнев А. 3.,Доценко П. Общегосударственное значение укрепления доходного потенциала регионов // Экономист. 2009. № 9. С. 12-23.
54. Степашин С. В., Столяров Н. С, Шохин С. О., Жуков В. А. Государственный финансовый контроль. М., 2006.
55. Стиглиц Дж. Ю. Глобализация и мировые тенденции. М.: Национальный общественно-научный фонд, 2005.
56. Эффективность управления государственным долгом. Материалы научной конференции в Счетной палате РФ. М.: Финансовый контроль, 2007.