Древняя и средневековая восточная цивилизация

 

Очаги самой древнейшей восточной цивилизации возникли к III тысячелетию до н. э. в долине реки Нил и между реками Тигр и Евфрат. Жители на берегах этих рек сеяли пшеницу, ячмень, лен, разводили коз, овец и коров, возводили ирригационные сооружения (каналы, водохранилища), с помощью которых осуществлялось орошение полей. Жители междуречья ещё в середине IV тысячелетия до н. э. стали формироваться в первые над общинные политические структуры в форме городов-государств, воевавших между собой. В XXIV в. до н. э. правитель города Аккада Саргон объединил все города и создал крупное шумерское государство. В XIX в до н. э. Шумер был захвачен семитскими племенами амморитами, создавшими на развалинах древнего Шумера новое восточное государство – Вавилонское. Во главе этого государства стоял царь. Личность царя обожествлялась. Он являлся одновременно руководителем государства, верховным главнокомандующим и верховным жрецом. В социально неоднородное общество древневавилонского государства входили: родовая и военная знать; жрецы; чиновники; купцы; ремесленники; свободные общинники-крестьяне и рабы. Все социальные группы располагались в строгом иерархическом порядке в виде пирамиды. Каждая группа занимала строго определенное место и отличалась от других своей социальной значимостью, а также обязанностями, правами и привилегиями. Господствующей в Вавилоне была государственная форма собственности на землю. Жители Древнего Двуречья внесли огромный вклад в мировую культуру. Они изобрели шумерское иероглифическое письмо, трансформировавшееся в упрощенную клинопись, сыгравшей решающую роль в возникновении в дальнейшем алфавитной системы. Шумеры в лице своих жрецов создали систему календарного счета, элементарную математику, алфавит, календарь со знаками зодиака, десятеричную систему счета, которыми мы пользуемся и сегодня. У шумеров было развито изобразительное искусство, Они создали первые географические карты и т.д. Иначе говоря, их первый опыт цивилизационного развития во многом стал эталонным для последующих обществ и государств не только Востока.

В чистом виде древняя восточная цивилизация имела существенные особенности.

- Была высокая степень зависимости человека от природы, накладывавшей существенный отпечаток на мировоззрение человека, его ценностные ориентиры, тип хозяйствования, социальное и политическое устройство.

- В жизни восточного человека господствовали религиозно-мифологические представления и канонизированные стили мышления. В мировоззренческом плане в восточных цивилизациях отсутствовало разделение мира на мир природы и социума, естественный и сверхъестественный. Поэтому восточному человеку присущ синкретический подход в восприятии мира, выражавшийся в формулах «все в одном» или «все во всем». С точки зрения религиозной жизни, восточной культуре присущи нравственно-волевая установка на созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природными и над природными силами. В восточных мировоззренческих системах человек абсолютно несвободен, он предопределен в своих действиях и судьбе космическим законом. Наиболее распространенный символ восточной культуры «человек в лодке без весел», т.е. жизнь человека определяет течение реки, иначе говоря, природа, общество, государство. Именно поэтому человеку вёсла не нужны.

- Характерной чертой восточной цивилизации являлся традиционализм. Благодаря этой черте она обладала максимальной стабильностью. Например, ещё в древние времена Александр Македонский покорил весь Ближний Восток, построил громадную империю. Однако, когда империя начала ослабевать все вернулось на круги своя - к своему извечному порядку. Традиционные образцы поведения и деятельности, аккумулировавшие опыт предков, рассматривались как важная ценность и воспроизводились в качестве устойчивых стереотипов.

- В восточной цивилизации особенно уважительно относились к опыту старших поколений, был сильно развит культ предков. Там не существовало проблемы «отцов и детей», а было полное взаимопонимание поколений.

- В общественной жизни восточных цивилизаций, построенной на принципах коллективизма, не развито личностное начало. Личные интересы подчинены общинным, государственным интересам.

- Политическая организация восточных цивилизаций получила в истории название деспотии[1], когда налицо абсолютное преобладание государства в лице фараона, халифа и т.д., над обществом как силы, стоявшей над человеком и регулировавшей все многообразие человеческих отношений в семье, обществе, государстве, а также формировавшей общественные идеалы и вкусы. Глава государства бесконтролен, имел бесспорное право назначать и смещать чиновников, объявлять войну и заключать мир, осуществлять верховное командование армией, творить высший суд как по закону, так и по произволу.

- Важным признаком восточного деспотизма является политика принуждения и террора. Основной задачей насилия было не наказание преступника, а нагнетание страха перед властью. Страх – единственное движущее начало этого образа правления. Во всех деспотиях Востока страх перед верховной властью, как ни парадоксально, сочетался с безграничной верой в ее носителей. Подданные одновременно трепетали и веровали в справедливость власти. Единство страха и любви создавало внутренне непротиворечивую систему восточного деспотизма.

- Идеальная деспотия состояла только из чиновников и подчиненной им безмолвной толпы. В свою очередь от чиновников требовалось только беспрекословное повиновение лидеру государства. Государственный бюрократически организованный аппарат власти состоял из трех ведомств: 1) военного; 2) финансового и 3) публичных работ. Военное ведомство поставляло рабов-иностранцев, изыскивало финансовые средства, необходимые для содержания армии и управленческого аппарата, для пропитания массы людей, занятых в строительстве и пр. Ведомство публичных работ занималось строительством и поддержанием оросительных систем, дорог, зданий.

- Характерной чертой политической системы восточного деспотизма было существование на низовом уровне автономных и большей частью самоуправляемых коллективов. Это были сельские общины, цеховые организации, касты, секты и другие корпорации, как правило, религиозно-производственного характера. Старейшины и руководители этих коллективов выступали связующим звеном между государственным аппаратом и основной массой населения. Именно в рамках этих коллективов определялись место и возможности каждого человека. Вместе с тем, сельские общины, как бы экономически независимые и самоуправлявшиеся, не могли обходиться без центральной, организующей власти, поскольку хороший или плохой урожай зависел от степени заботы правительства о конкретном орошении и в целом оросительной системе. Подобная экономическая зависимость делала восточную деспотию стабильной.

Вместе с тем, исторические памятники свидетельствуют об отсутствии деспотического правления в чистом виде в ряде стран Древнего Востока. Например, в государствах Древнего Шумера власть правителя была значительно ограничена элементами республиканского правления. Правители там избирались советом старейшин. Деятельность правителей контролировалась советом знати или народным собранием. Так, власть Древнего Шумера носила выборный и ограниченный характер. В Древней Индии даже в период наивысшего укрепления центральной власти значительную роль играл Совет царских чиновников, что свидетельствует об ограниченности власти монарха. Более того, в Древней Индии наряду с монархиями существовали государства с республиканской формой правления, например, демократические - «Ганы», аристократические - «Сингхи».

Восточные цивилизации развиваются циклично. Один цикл развития можно разделить на четыре стадии:

1) усиление централизованной власти и государства;

2) кризис власти;

3) упадок власти и ослабление государства;

4) социальная катастрофа: бунт народа, нашествие иноземцев.

При таком циклическом развитии общество имело богатейшую духовную жизнь, высокоразвитые науку и культуру. На Востоке возникают древнейшие системы письменности. Самые ранние тексты Месопотамии и Египта в большинстве своем представляют документы хозяйственного учета, типа бухгалтерских книг или записи молитв. Со временем на глиняных табличках или папирусах стали записываться поэтические тексты, а на каменных стелах высекаться надписи о важных исторических событиях. Именно на Востоке рождены зачатки науки (арифметики, географий, астрономии), современных мировых религий. В Палестине к началу нашей эры сформировались основы новой религии, которая в Римской империи получила название христианства. Значительно раньше, чем в Европе, книгопечатание возникло в Египте, Китае и других странах. Первые прообразы египетских книг появились в XXV в. до н. э. и китайских — в XIII в. до н. э. Для развития книгопечатания огромное значение имело изобретение бумаги в Китае (II в. до н. э.). Появление первых книг в Китае относится к VII—VIII вв. н.э., когда уже было известно применение бумаги в качестве материала для письма и был впервые введен ксилографический способ печатания (оттиск с гравюры по дереву).

В средневековье в Азии в соответствии со специфическими особенностями культурного наследия, географической среды, системы ведения хозяйства, социальной организации и религии сформировалась арабо-мусульманская цивилизация. В какой-то мере она является исторической преемницей восточного типа цивилизации и проявляет все наиболее характерные для нее черты. Отличительные особенности этой формы цивилизации связаны с особенностями ее культуры. В основе этой культуры лежат арабский язык, вероучения и культ ислама. Ислам[2] возник в VII в. н. э. на Аравийском полуострове. Фундамент мусульманского вероисповедания составляет вера в единого Бога (Аллаха) и Мухаммеда как Его последнего посланника на земле, а также неуклонное соблюдение пяти «столпов веры», произнесение во время богослужения основного символа веры: «Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед посланник его». В исламе сильно выражена вера в божественное предопределение, идея безусловной покорности божественной воле, которая наложила глубокий отпечаток на весь уклад жизни и исламскую культуру. Родиной ислама являются арабские города Мекка и Медина. Принятие ислама арабскими племенами способствовало их консолидации, развитию могущественного государства Арабского Халифата. В период расцвета этой империи в неё входили Сирия, Палестина, Месопотамия, Египет, Хива, Бухара, Афганистан, значительная часть Испании, Армения, Грузия. Ислам способствовал не только политической консолидации народов, включенных в Арабский халифат, но и облегчил торговые связи и экономическое взаимодействие различных по характеру экономик регионов. Активная торговля в Средиземном море и в Индийском океане стимулировала развитие ремесел и сельского хозяйства. Арабо-мусульманский мир отличался высоким уровнем урбанизации[3]. Багдад считался одним из величайших городов тогдашнего мира. Здесь торговали лесом, фарфором, мехами, пряностями, шелком, вином, всем, что производилось в Индии, Восточной Африке, Китае, Средней Азии. Необычайно своеобразная и яркая культура была создана в Средневековье на арабо-мусульманском Востоке. Арабский «ноль», добавленный к вавилонской цифровой системе, произвел подлинную революцию в математике.

Арабская астрономия, медицина, алгебра, философия, бесспорно, были на порядок выше европейской науки того времени. Система орошения полей, некоторые сельскохозяйственные культуры (рис, цитрусовые) были заимствованы европейцами у арабов. Арабо-мусульманское влияние на средневековую Европу в основном ограничивалось заимствованиями отдельных новшеств и открытий. Причина одна — религиозные различия. Христианская Европа предпочитала воспламенять религиозную ненависть к исламу, видя в Мухаммеде воплощение Антихриста. Проповедь против «неверных» положила начало крестовым походам (конец XI—конец XIII вв.).