Двигательный навык — это такая форма проявления двигательных возможностей, которая возникает и реализуется на основе автоматизации движений.
Двигательное умение — это форма реализации двигательных возможностей человека, которая проявляется через способность выполнять действие со значительной степенью контроля со стороны сознания.
Основы и этапы обучения движениям
Процесс физического воспитания непосредственно связан с основными закономерностями обучения. Наряду с общедидактическими положениями, обучение в физическом воспитании характеризуется своими особенностями. При этом предметом обучения является процесс формирования двигательных действий, который строится в соответствии с закономерностями формирования двигательных умений и навыков.
Разнообразие двигательных действий формируется в течении жизни человека под влиянием многих факторов по двум направлениям — пассивно, под воздействием условий жизнедеятельности, и активно, в процессе целенаправленного воздействия через физические упражнения.
Процесс образования и совершенствования двигательного действия возможно схематично представит как последовательный переход от знаний и представлений о действии к умению выполнить его, а затем от умения — от умения к навыку.
Возможность научиться рациональным двигательным действиям зависит от приобретения верных знаний о сути, правилах и условиях их выполнения, но превращение знаний в действия происходит лишь на основе его практического осуществления.
В результате формирования двигательного действия возникает первоначальное двигательное умение.
Отличительные признаки:
— постоянная концентрация внимания во время выполнения действия;
— относительная нестандартность модели воспроизведения действия;
— расчлененность или мало выраженная слитность, растянутость действий во времени;
— легкость разрушения параметров движения под влиянием сбивающих факторов.
По мере многократного воспроизведения действий, механизмы регуляции становятся более отлаженными, не требуется постоянная концентрация внимания, возрастает вклад подсознания (автоматизмов). В результате двигательное умение автоматизируется, превращаясь в двигательный навык.
Отличительные признаки:
— повышенная степень участия автоматизмов;
— постоянство отдельных операций и параметров движений;
— повышенная устойчивость к сбивающим факторам;
— выраженная слитность операций.
В процессе физического воспитания идет постоянное обучение двигательным действиям, направленным на формирование многообразия двигательных навыков. Данный процесс достаточно сложен. При этом выделяют три последовательных этапа: