Особенности умственного утомления и переутомления
Первичные функциональные измененияпри умственной деятельности происходят в процессах нервной регуляции и прежде всего, в динамике изменений высшей нервной деятельности.
Психофизиологическая характеристика умственной деятельности
В соответствии с классификацией Лемана (1967 г.) по физиологическим критериям трудовые процессы подразделяются на:
а) преимущественно физическая работа;
б) преимущественно умственная работа, требующая напряжения внимания, активизации процессов мышления и др. психических функций;
в) работа, которая сопровождается выраженным нервно-психическим, эмоциональным напряжением.
Но следует отметить, что во-первых делениена преимущественно умственнуюи преимущественно физическую деятельность – относительно.
Во-вторых,любая профессиональная физическая и умственная деятельность человека сопровождается определенной степенью нервно-психического и эмоционального напряжения. Степеньэтого напряженияи вегетативные сдвиги в организме зависят от мотивации к деятельности и неопределенности внешней среды,в которой осуществляется эта деятельность.
Умственная деятельность сопровождается изменением функционального состояния различных органов и систем организма - усиление сердечно-сосудистой деятельности и дыхания, повышение тонуса мускулатуры и энергетического обмена.
Но кратковременная интенсивная умственная деятельность вызывает учащение сердечно-сосудистых сокращений, длительная – замедление.
Увеличивается кровонаполнение головного мозга, повышение ректальной температуры, увеличение фосфатов и появления сахара в мозге.
Чем больше умственная нагрузка, тем сильнее умственное утомление и тем более выражено генерализованное мышечное напряжение.
При нервно-психическом напряжении, связанном с умственной деятельностью можно наблюдать тахикардию, повышение артериального давления, изменение ЭКГ, увеличение потребления кислорода и др. сдвиги со стороны вегетативных функций.
При длительной или напряженной умственной деятельности наступает – утомление,т.е. временное снижение работоспособности человека в процессе умственной деятельности.
С биологической точки зрения утомлениепредставляет собой сложное состояние организма, вызывающее временное ухудшение функционального состояния, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в ряде субъективных ощущений, объединяющихся чувством усталости.
Но:
1. Утомление является обратимым процессом.
2. Утомление возникает в результате напряженной или длительной умственной деятельности.
3. Утомление – функциональное состояние, начальные признаки которого вызывают развитие тормозного состояния в коре головного мозга, биологически необходимого для предотвращения развития истощения в организме.
4. Начало утомления является сигналом к прекращению деятельности и физиологическому восстановлению.
Правда, сигнал этот может быть заторможен волевым усилием человека, но таким образом не ликвидирует его, а лишь отдаляет.
5. Утомление сопровождается снижением мотивации к деятельности.
6. При умственном утомлении заметно понижается чувствительность глаза к световым и цветовым сигналам.
- снижается критическая частота слияния световых мельканий;
- увеличивается время простой реакции;
- происходит снижение памяти, внимания, качества ассоциаций.
Если продолжительность отдыха после умственного утомления недостаточна для полного восстановления работоспособности человека и функционального состояния его организма, то возникает переутомление.
Основной причиной переутомленияявляется нарушение режима труда и отдыха.