Особенности умственного утомления и переутомления

Первичные функциональные измененияпри умственной деятельности происходят в процессах нервной регуляции и прежде всего, в динамике изменений высшей нервной деятельности.

Психофизиологическая характеристика умственной деятельности

В соответствии с классификацией Лемана (1967 г.) по физиологическим критериям трудовые процессы подразделяются на:

а) преимущественно физическая работа;

б) преимущественно умственная работа, требующая напряжения внимания, активизации процессов мышления и др. психических функций;

в) работа, которая сопровождается выраженным нервно-психическим, эмоциональным напряжением.

Но следует отметить, что во-первых делениена преимущественно умственнуюи преимущественно физическую деятельность – относительно.

Во-вторых,любая профессиональная физическая и умственная деятельность человека сопровождается определенной степенью нервно-психического и эмоционального напряжения. Степеньэтого напряженияи вегетативные сдвиги в организме зависят от мотивации к деятельности и неопределенности внешней среды,в которой осуществляется эта деятельность.

Умственная деятельность сопровождается изменением функционального состояния различных органов и систем организма - усиление сердечно-сосудистой деятельности и дыхания, повышение тонуса мускулатуры и энергетического обмена.

Но кратковременная интенсивная умственная деятельность вызывает учащение сердечно-сосудистых сокращений, длительная – замедление.

Увеличивается кровонаполнение головного мозга, повышение ректальной температуры, увеличение фосфатов и появления сахара в мозге.

Чем больше умственная нагрузка, тем сильнее умственное утомление и тем более выражено генерализованное мышечное напряжение.

При нервно-психическом напряжении, связанном с умственной деятельностью можно наблюдать тахикардию, повышение артериального давления, изменение ЭКГ, увеличение потребления кислорода и др. сдвиги со стороны вегетативных функций.

При длительной или напряженной умственной деятельности наступает – утомление,т.е. временное снижение работоспособности человека в процессе умственной деятельности.

С биологической точки зрения утомлениепредставляет собой сложное состояние организма, вызывающее временное ухудшение функционального состояния, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в ряде субъективных ощущений, объединяющихся чувством усталости.

Но:

1. Утомление является обратимым процессом.

2. Утомление возникает в результате напряженной или длительной умственной деятельности.

3. Утомление – функциональное состояние, начальные признаки которого вызывают развитие тормозного состояния в коре головного мозга, биологически необходимого для предотвращения развития истощения в организме.

4. Начало утомления является сигналом к прекращению деятельности и физиологическому восстановлению.

Правда, сигнал этот может быть заторможен волевым усилием человека, но таким образом не ликвидирует его, а лишь отдаляет.

5. Утомление сопровождается снижением мотивации к деятельности.

6. При умственном утомлении заметно понижается чувствительность глаза к световым и цветовым сигналам.

- снижается критическая частота слияния световых мельканий;

- увеличивается время простой реакции;

- происходит снижение памяти, внимания, качества ассоциаций.

Если продолжительность отдыха после умственного утомления недостаточна для полного восстановления работоспособности человека и функционального состояния его организма, то возникает переутомление.

Основной причиной переутомленияявляется нарушение режима труда и отдыха.