Компоненты принятого решения

Функции политического решения.

Определение политического решения

ВОПРОС 85. Политическое решение

Два варианта исхода кризиса

Проблемы вне политики

Определение политического кризиса

1. Политический кризис - это такое состояние политической системы, когда острота противоречий в ней достигает наивысшего накала, необходимость ее преобразования становится необратимой. В этой ситуации сложившиеся способы поддержании общественного порядка, формы решения конфликтов неприемлемы и их использование лишь усугубляет ситуацию. Основные проблемы, существующие в обществе и стимулирующие активность людей, не решаются, несмотря на действия решения властных структур.

2. Существует множество лежащих вне политики проблем, отсутствие решения которых стимулирует кризисное развитие. Среди них и длительные экономические неурядицы, и экологические катастрофы, и военные поражения. Все они выражаются в неспособности институтов политической системы удовлетворить требования складывающейся политической ситуации, в нарастающем разрыве между различного рода декларациями, намерениями и реальными делами, которые за ними следуют.

3. В качестве исхода кризиса иногда предусматривают два варианта: его урегулирование тем или иным путем или социальная катастрофа, зримыми проявлениями которой является неспособность политической системы содействовать удовлетворению потребностей людей (в частности, экономических), а также разрушение органов политической cистемы. Их действия все чаше противоречат друг другу, не обеспечь потребности ни социального управления, ни защиты граждан.

1. Политическое решение - это осуществляемый в коллективной или ин­дивидуальной форме процесс определения задач политического дей­ствия, этапов, способов их достижения, связи с реализацией власти.

2. Функции политического решения:

ü координация - согласование усилий разнородной массы людей, дей­ствующих в постоянно изменяющихся обстоятельствах;

ü корреляция - внесение изменений в тактику движения, особенно при появлении новых обстоятельств, условий деятельности, затрудняющих или облегчающих реализацию поставленной задачи;

ü программирование - осуществление выбора эффективного способа со­четания целей и средств, что в политическом процессе заключается в поиске наиболее рационального варианта деятельности. Цели приобре­тают качество реалистичности, осуществляется учет и оценка возмож­ностей, а ресурсы не растрачиваются попусту.

3. Принятое решение закрепляется и конкретизируется в акте планиро­вания политического процесса, состоящего из компонентов:

ü согласование целей и этапов деятельности политических институтов и движений, вовлеченных в данный политический процесс;

ü доведение до возможно большего числа его участников программы действий;

ü оценка обстановки, в которой будет разворачиваться политическое дей­ствие с целью выявления ее основных доминант, узлов взаимодействия противоречий и интересов, от воздействия на которые зависит успех намечаемого политического действия;

ü принятие мер по созданию соответствующего психологического настроя участников политического процесса, который бы способствовал, стиму­лировал их действия в направлении реализации выбранной цели.

После принятия политического решения и выработки программы по его реализации ситуация обычно изменяется, возникают новые обсто­ятельства и требуется внесение необходимых изменений как в само ре­шение, так и в механизмы его выполнения, что предполагает модифи­кацию целей и коррекцию времени для их достижения, уточнение средств и способов решения стратегических задач. Процедура коррекции реше­ния и тактики должна существовать на постоянной основе и осуществ­ляться институтами политической системы, обладающими для этого специфическими полномочиями.