Компоненты принятого решения
Функции политического решения.
Определение политического решения
ВОПРОС 85. Политическое решение
Два варианта исхода кризиса
Проблемы вне политики
Определение политического кризиса
1. Политический кризис - это такое состояние политической системы, когда острота противоречий в ней достигает наивысшего накала, необходимость ее преобразования становится необратимой. В этой ситуации сложившиеся способы поддержании общественного порядка, формы решения конфликтов неприемлемы и их использование лишь усугубляет ситуацию. Основные проблемы, существующие в обществе и стимулирующие активность людей, не решаются, несмотря на действия решения властных структур.
2. Существует множество лежащих вне политики проблем, отсутствие решения которых стимулирует кризисное развитие. Среди них и длительные экономические неурядицы, и экологические катастрофы, и военные поражения. Все они выражаются в неспособности институтов политической системы удовлетворить требования складывающейся политической ситуации, в нарастающем разрыве между различного рода декларациями, намерениями и реальными делами, которые за ними следуют.
3. В качестве исхода кризиса иногда предусматривают два варианта: его урегулирование тем или иным путем или социальная катастрофа, зримыми проявлениями которой является неспособность политической системы содействовать удовлетворению потребностей людей (в частности, экономических), а также разрушение органов политической cистемы. Их действия все чаше противоречат друг другу, не обеспечь потребности ни социального управления, ни защиты граждан.
1. Политическое решение - это осуществляемый в коллективной или индивидуальной форме процесс определения задач политического действия, этапов, способов их достижения, связи с реализацией власти.
2. Функции политического решения:
ü координация - согласование усилий разнородной массы людей, действующих в постоянно изменяющихся обстоятельствах;
ü корреляция - внесение изменений в тактику движения, особенно при появлении новых обстоятельств, условий деятельности, затрудняющих или облегчающих реализацию поставленной задачи;
ü программирование - осуществление выбора эффективного способа сочетания целей и средств, что в политическом процессе заключается в поиске наиболее рационального варианта деятельности. Цели приобретают качество реалистичности, осуществляется учет и оценка возможностей, а ресурсы не растрачиваются попусту.
3. Принятое решение закрепляется и конкретизируется в акте планирования политического процесса, состоящего из компонентов:
ü согласование целей и этапов деятельности политических институтов и движений, вовлеченных в данный политический процесс;
ü доведение до возможно большего числа его участников программы действий;
ü оценка обстановки, в которой будет разворачиваться политическое действие с целью выявления ее основных доминант, узлов взаимодействия противоречий и интересов, от воздействия на которые зависит успех намечаемого политического действия;
ü принятие мер по созданию соответствующего психологического настроя участников политического процесса, который бы способствовал, стимулировал их действия в направлении реализации выбранной цели.
После принятия политического решения и выработки программы по его реализации ситуация обычно изменяется, возникают новые обстоятельства и требуется внесение необходимых изменений как в само решение, так и в механизмы его выполнения, что предполагает модификацию целей и коррекцию времени для их достижения, уточнение средств и способов решения стратегических задач. Процедура коррекции решения и тактики должна существовать на постоянной основе и осуществляться институтами политической системы, обладающими для этого специфическими полномочиями.