Возникновение мифов

Культуры общества

Мифология как элемент духовной

Лекция 5.

План лекции:

1. Возникновение мифов.

2. Историческая эволюция мифов.

3. Особенности мифологического сознания.

4. Миф в современном мире.

 

 

Миф – одно из самых туманных и спорных в плане интерпретации явлений культуры. Возникнув на ранних этапах истории человечества, он существует и сегодня, хотя его роль, значение, форма выражения и характер связи с другими элементами культуры существенно изменился.

Чтобы с возможной полнотой раскрыть сущность явления, предсказать какую роль оно будет играть в будущем, важно понять, как оно возникло, какие функции и как выполняло в жизни общества, как развивалось в истории культуры. Многие загадки настоящего и будущего скрываются в глубинах прошлого. В определенном смысле происхождение мифа раскрывается в этимологии самого слова. Греческое слово «миф» первоначально было очень емким по своему значению: речь, слово, разговор, беседа, замысел, известие…Но именно эта многозначность, возможно, раскрывает происхождение мифа как феномена культуры, его своеобразие.

Миф генетически восходит к эпохе возникновения человека и общества, когда «вторая сигнальная система» (речь, слово) как способ общения и взаимодействия индивидов в совместной жизнедеятельности. Эволюция первобытного стада в общину происходила через укрепление социальных связей внутри общины и отделение её от других. Этот двуединый процесс интеграции в общность был, очевидно, связан с усилением у индивидов чувства сопричастности к коллективу общины, к «своим» (противостоящим «чужим»), возникающим на основе закрепления коллективного опыта в ритуале и мифе.

Ритуал – это совместное повторение некоторых действий. Как правило, ритуал повторял все моменты деятельности, необходимой для жизни первобытного коллектива (охота на определенных животных, война и т.д.), но всегда с конечным положительным результатом. Это была как бы «идеальная программа» жизнедеятельности коллектива, которая помогала удерживать в памяти, хранить и передавать жизненно важный коллективный опыт. В то же время, участие в коллективном повторении одних и тех же действий рождало ощущение единства, причем не в современном представлении единства интересов автономных личностей, а ощущение единства живого организма, частичкой которого являлся каждый индивид. Подобное психологическое воздействие ритуалов на человека возможно и сегодня. В этом был смысл, например, шествий нацистов в Германии времен фашизма, и многих иных коллективных шествий в современном мире, рождающих ощущение единой, невероятно могущественной силы.

Миф – словесное повторение жизнедеятельности общины; жизненно необходимые, коллективно вырабатываемые (и регулируемые) формы мышления. С помощью мифа – через слово – осуществлялось воздействие складывающегося общества на человека и таким образом осуществлялось принуждение его к определенным нормам мышленияи поведения с сородичами. Коллективное архаическое сознание, облеченное в слово, и есть миф. В нем очень сильна объединяющая (коммуникативная, интегративная) функция и стремление воздействовать (регулятивная функция) на человека словом (внушение!), а не делом.

Первоначальные мифы отличались от известных сегодня литературно обработанных рассказов, историй (например, мифов Древней Греции в пересказах Гомера, Гесиода и других знаменитых античных авторов). Это были мифы-выкрики, мифы-плачи, мифы-приказания и мифы-запреты, посредством которых люди на заре истории осваивали свое коллективное бытие, выстраивая систему взаимодействий в общине и регулируя взаимоотношения с окружающим миром. Все они были очень кратки, примитивны и смутны по форме, стихийны по своему происхождению. Мифы рождались спонтанно, в практике жизни, и сопровождали ритуалы, выражая в слове культурно-исторический (в рамках данной культурной системы) смысл ритуальных действий.