Противопожарные требования при разработке генеральных планов населенных мест

При разработке генеральных планов населенных мест наряду с созданием благоприятных условий для труда и быта людей необходимо предусмотреть:

обеспечение санитарных и противопожарных разрывов от промышленных предприятий и крупных складов;

соблюдение минимально допустимых расстояний между жилыми и общественными зданиями;

обеспечение проездов и подъездов пожарных автомобилей к зданиям и сооружениям, к водоемам и гидрантам;

размещение пожарных депо, исходя из условий обеспечения своевременного прибытия пожарных частей для тушения пожаров ко всем зданиям и сооружениям.

«Строительные нормы и правила» ограничивают строительство промышленных предприятий в населенных пунктах. В черте города нельзя строить предприятия, выделяющие производственные вредности и являющиеся взрывоопасными. Расстояния от промышленных предприятий до жилых и общественных зданий определяются санитарными нормами в зависимости от класса выделяемых вредностей. Эти расстояния в десятки раз превышают величину противопожарных разрывов.

Базисные склады размещают вне городов. Крупные склады нефтепродуктов располагают на берегах рек ниже по течению, с тем 'чтобы при аварии или пожаре не могло произойти попадания нефтепродуктов в реку в пределах территории города.

Требуемые нормами противопожарные разрывы между современными многоэтажными зданиями значительно меньше, чем минимальные расстояния, определяемые стандартными требованиями.

При застройке поселков деревянными зданиями кроме соблюдения противопожарного разрыва между домами не менее 15 м рекомендуется устраивать полосы зеленых насаждений шириной 40…50 м.

К расположенным на территории города или поселка искусственным водоемам, а также к естественным водоемам устраивают подъезды для забора воды пожарными автомашинами.

16.2. Вынужденная эвакуация людей из зданий

Движение людей может быть нормальным, осуществляемым человеком в нормальных условиях жизнедеятельности, и вынужденным, связанным с необходимостью покинуть помещение или здание из-за возникшей опасности (пожар, авария и т. п.). Вынужденное движение людей имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать для сохранения здоровья и жизни.

Основная особенность вынужденной эвакуации заключается в том, что при возникновении пожара, уже в самой его начальной стадии, человеку угрожает опасность в результате того, что пожар сопровождается выделением теплоты, продуктов полного и неполного сгорания, токсических веществ, обрушением конструкций, что, так или иначе угрожает здоровью и даже жизни человека. Поэтому при проектировании зданий принимают меры, чтобы процесс эвакуации мог бы завершиться в необходимое время и безопасно.

Процесс движения людей в силу угрожающей им опасности инстинктивно начинается одновременно в одном направлении — в сторону выходов. Это приводит к тому, что проходы быстро заполняются людьми при определенной плотности потоков. С увеличением плотности потоков скорости движения снижаются, что создает вполне определенный ритм процесса движения.

Показателем эффективности процесса вынужденной эвакуации является время, в течение которого люди могут при необходимости покинуть отдельные помещения и здание в целом.

В связи с массовым строительством жилых и общественных зданий повышенной этажности, а также блокированных производственных зданий стремление к кооперированию общественных зданий, в которых концентрируются значительные массы людей, проблемы внутренней планировки зданий с учетом обеспечения безопасной эвакуации людей приобретают большое значение.

Безопасность вынужденной эвакуации достигается тогда, когда продолжительность эвакуации людей из отдельных помещений или зданий в целом будет, например, меньше продолжительности пожара, по истечении которой возникают опасные для человека воздействия. Кратковременность процесса эвакуации достигается конструктивно-планировочными и организационными решениями.

Основными параметрами, характеризующими процесс эвакуации из зданий и сооружений, является:

плотность людского потока D;

скорость движения людского потока v;

пропускная способность пути (выходов) Q;

интенсивность движения q.

Кроме того, эвакуационные пути, характеризуются свободной длиной движения l и шириной движения δ.

Скорость движения людского потока v зависит от его плотности и вида пути (горизонтальные или наклонные). С увеличением плотности потока скорость движения уменьшается.

При определенной плотности, соответствующей данному участку пути и условиям движения, интенсивность движения достигает максимума qmax. Следовательно, при заданной ширине участка пути максимальная пропускная способность Qmax зависит от максимальной интенсивности двигающегося по нему потока qmax:

Qmax = qmax×δ (16.1)

Для безопасной вынужденной эвакуации людей, как правило, устраивают в зданиях не менее двух эвакуационных выходов, однако для многих многоэтажных зданий небольших размеров и небольшой вместимости одна лестница вполне обеспечивает своевременную эвакуацию людей. На случай возможного задымления этой лестницы, а также для обеспечения операции по тушению пожара устраивают второй выход на наружную пожарную лестницу.

Процесс эвакуации из зданий делится на три этапа. Первый этап — это движение людей от наиболее удаленной точки помещения до эвакуационного выхода. К таким помещениям относят производственные цехи, мастерские; зрительные залы в театрах, кинотеатрах, клубах, классы и аудитории в учебных заведениях, палаты лечебных учреждений и др.

Второй этап эвакуации представляет собой движение людей от эвакуационных выходов из помещений до выходов наружу. Такое движение происходит по коридорам, проходам к фойе и лестничным клеткам и по лестницам — через вестибюль наружу. Если здание одноэтажное с простым функциональным процессом, второй этап эвакуации может представлять собой движение от эвакуационного выхода из помещений по коридору непосредственно наружу. Иногда в производственных и жилых одноэтажных зданиях выход из помещений совпадает с выходом наружу. В этом случае второй этап эвакуации исключается.

Третий этап — движение людей от выхода из зданий и рассеивание их в городском потоке или на заводской территории.

«Строительные нормы и правила» допускают для большинства помещений, за исключением театров и дворцов спорта, определять суммарную ширину маршей лестничных клеток, а также ширину дверей, коридоров или проходов на путях эвакуации из расчета не менее 0,6 м на 100 человек.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» пришла на смену дисциплине «Охрана труда». Причем объем дисциплины увеличился, а время на его изучение уменьшилось.

Охрана труда стала не единственным и главным разделом, а четвертым и не очень главным. Все остальные вопросы переданы на специальные кафедры. А у семи нянек дите часто бывает кривым на один глаз.

Поэтому в конце книги мне хотелось бы остановиться на общем алгоритме изучения всех вопросов связанных с охраной труда.

1. При изучении частных вопросов охраны труда обязательно добавляйте в понятийный ряд в области безопасности жизнедеятельности все новые термины. Чем полнее понятийный ряд, тем меньше путаницы в голове.

2. Законодательная база в нашей стране еще не устоялась, в дополнениях к законам, в систему стандартов безопасности труда, в строительные и санитарные нормы и правила могут быть внесены кардинальные изменения. Следите за нормотворчеством в области охраны труда, учитывайте в своей профессиональной деятельности все изменения.

3. Строительный труд – это труд с элементами повышенной опасности. Произошел несчастный случай, его обязательно следует расследовать, ввести в систему учета, проанализировать и оценить.

4. Охрана труда в строительстве состоит из трех компонент:

производственной санитарии и гигиены труда в строительстве;

техники безопасности в строительстве;

пожарной безопасности в строительстве.

Среди них нет главных и второстепенных все они важны и сложны по своей структуре.

Так производственная санитария позволяет учесть вредное воздействие метеоусловий, производственной пыли, опасных химических и радиоактивных веществ, защитить от шума и вибрации, установить правильное освещение, учесть требования эргономики.

Техника безопасности обеспечивает разработку такого строительного проекта, который не причинит вреда ни строителям, ни эксплуатационникам. Она позволяет обеспечить безопасность работ при монтаже сооружений, при эксплуатации строительных машин, электрических установок и средств подмащивания, при разработке грунта, при эксплуатации сосудов, работающих под давлением, а также при воздействии статического и атмосферного электричества и электромагнитных полей.

Мы дали вам алгоритм действий, Ваша задача реализовать его на строительной площадке или в проектном бюро.

Перечень рисунков и таблиц