Справочные учебные компьютерные программы

Тестовый (или контролирующий) тип обучающей компьютерной программы

Тестовый (или контролирующий) тип обучающей компьютерной программы реализует третий этап процесса обучения – контроль качества ус­воения содержания образования. Процесс работы тестовой программы в общем плане выглядит сле­дующим образом: компьютер сначала генерирует ряд контрольных за­даний и воспринимает ответные действия ученика, а затем оценивает эти действия. Для качественного выполнения функции контроля тесто­вая программа должна удовлетворять определенным требованиям: чет­кая формулировка контрольных заданий, минимальное количество опе­рационных действий, правильная квалификация и оценка действий уче­ника. Последнее требование имеет решающее значение, т. к. степень адекватности оценки, выданной компьютером, реальному уровню ос­воения учеником содержания образования является главным критерием эффективности работы тестовой программы.

Данный тип компьютерных программ в системе отечественного музыкального образования, видимо, имеет очень узко-специфическую сферу применения, поэтому информация об их существовании практически отсутствует.

По мнению абсолютного большинства исследователей, одной из важнейших функций компьютера является накопление и хранение информации. Ему свойственны, практически, неограни­ченная память и мощный операционный аппарат, что предоставляет пользователю возможность быстрого доступа к большому количеству разнообразной информации. Совокупность вышеперечисленного образует информа­ционно-поисковую систему.

Справочные учебные компьютерные программы предназначены для поиска и получения необходи­мой учебной информации, являясь частью информационно-поисковой системы, они совершенствовались и изменялись вслед за ней.

Справочные учебные компьютерные программы могут строиться на принципе алфавитного, хронологического или тематического расположения статей (постатейные). С развитием информационных технологий в справочные программы проникает гипертекстовая технология.

Постатейныесправочные программы представляют собой простой набор словарных статей. Доступ к любой статье осуществляется из главного меню, к которому необходимо возвращаться каж­дый раз после ознакомления с текстом выбранной статьи. Текст статьи излагается линейно, в том виде, в ко­тором он хранится в информационной базе. По существу эти справоч­ные программы представляют собой компьютерный вариант печатного издания.

Гипертекстовые справочные программы созданы соответственно на основе гипертекстовых технологий, в связи с чем и получили такое название. Эти программы подобно презентативным программам гипертекстового вида имеют весьма разветвленную систему связей между информационными узлами. Вместе с тем структурно они принципиально иные. К тому же они отличаются характером организуемой с их помощью учебной деятельности. Прохождение информационного поля в презентативной программе многовариантно, а головной информационный узел указывает направление движения по этому полю, определяя тематику информации, и нередко задает цель учебной деятельности.

В справочной программе, построенной на гипертекстовой технологии, отсутствует головной информационный узел, который заменяется главным меню, в нем обозна­чены основные направления поиска информации. Вследствие этого в справочной программе не ставятся учебные цели и задачи, а привносится педаго­гом или самим учеником.

Использование справочных программ в процессе обучения имеет ряд специфических особенностей. Учащийся помимо освоения знаний, являющихся предметом информационно-поисковой работы, получает сопутствующие знания, не являющиеся в настоящий момент содержанием учебной деятельности. Сам принцип информационно-поисковой работы закладывает побочный эффект соприкосновения ученика с массой дополнительной информации, которая, не имея прямого отношения к предмету поиска, заинтересовывает его. Это приводит к временному отклонению от намеченного пути поиска.

Как уже отмечалось выше, в справочной программе не сфор­мулирована цель учебной деятельности. Ставя перед учеником поисковую задачу, педагог должен быть уверен в том, что искомая информация содержится в используемом программном продукте. Иначе безрезультатность поиска приводит к тому, что цель учебной деятельности не дос­тигнута и может наступить разочарование ученика. Правильная постановка учебного задания, как правило, гарантирует усвоение знаний, а, как известно, само­стоятельно добытые знания обладают большой прочностью.

Другая особенность справочных программ связана с отсутствием в них функции текущего контроля. Текущий контроль над учебной деятельностью возлагается на ученика (самокон­троль), а общий контроль – на педагога.

Важным итогом процесса работы ученика со справочной программой является приобретение опыта творческой деятельности при осуще­ствлении поиска необходимой информации. Наряду с этим к творческой деятельно­сти можно также отнести постановку, структурирование, осмысление и решение проблем в тех случаях, когда строгий алгоритм поведения от­сутствует или не известен ученику. Поиск информации всегда производится в условиях относи­тельной неопределенности как алгоритма поведения (что, где и как искать), так и конечного результата. «Именно поэтому использование в процессе обучения компьютерных информа­ционно-поисковых систем призвано способствовать формированию опыта творческого применения усвоенных в процессе обучения знаний и навыков» [Полозов, с.102].

Справочные программы могут существенно помочь педагогу в реа­лизации информационно-поисковых методов обучения. Проведение поисковой работы на компьютере с эргономической точки зрения более удобно и эффективно. Вместе с тем это не означает, что компьютер полностью вытеснит обращение к печатным источникам. Приобретение этих навыков также необходимо. Поэтому информационно-поисковая работа на компьютере и с литературой должны органически дополнять друг друга. Это обусловливается в данный момент еще и тем, что не существует 100% переноса информации с бумажных носителей на электронные.

Дидактическая ценность справочных програм­м очевидна, но эффективность их применения зависит и от содержания учебной дисциплины, в которой планируется их использование. В музыкально-исторических курсах электронные справочные программы могут предоставить необходимую информацию о жизни и творчестве композиторов, характеристику музыкальных эпох, стилей, на­правлений и течений, хронологию и факты из истории и политики, клю­чевые события в сфере науки, культуры и мно­гое другое. К сожалению, многие программы имеют большие массивы информации в виде вербального текста, который не дублируется графически, что исключает возможность работы с ним. Кроме текста, программы, как правило, снабжены большим количеством иллюстраций и аудиозаписей, а также нотным материалом, видеоэкскурсиями и т. п.

Дидактическая ценность этих программ за­ключается и в том, что они помогают ученику получить всесторонний взгляд на ту или иную проблему, видеть историческую перспективу, проследить за процессами, происходившими в музыкальной культуре. Таким образом, в учебное информационное пространство вовлекаются необ­ходимые гуманитарные знания, что является сегодня на­сущной потребностью в изучении курса истории музыки.

Значительно в меньшей степени электронные справочные программы находят применение в музыкально-теоретических дисциплинах, т. к. знания теории музыки являются фундаментальными и для их освоения эффективнее всего использовать презента­тивные и тренажерные программы, которые дают прочное ус­воение знаний, способствуют формированию необходимых умений и навыков.